Дефицит топлива на фоне завершения модернизации НПЗ РК

07 Октября 2021 18:11 4679

Дефицит топлива на фоне завершения модернизации НПЗ РК

Автор: Ерлан Жаукин

Все последние недели в Правительстве и СМИ активно обсуждается вопрос дефицита дизельного топлива на рынке Казахстана.

Подавляющее большинство видит в сговор, как в ежегодных ремонтах, существующих НПЗ, так и необходимость повышения цен в угоду чьим-то интересам.
Пару лет назад Министерство энергетики отрапортовало о завершении модернизации казахстанских нефтеперерабатывающих заводов и завершении эпохи зависимости от импорта топлива из соседней России.
Что же случилось с казахстанской нефтепереработкой в этом году?
Как говорится "беда не приходит одна". В январе произошла форс-мажорная ситуация в сетях АО "KEGOC" - без электричества, как мы помним, остались большая часть Атырауской и Мангистауской областей. Аварию вроде бы устранили – этот момент широко не освещался и не обсуждался. А вот последствия той аварии ощущаются до сих пор. И ощущаются эти последствия где? Верно на топливном рынке страны.
Атырауский НПЗ недавно прошел сложную и длительную модернизацию. На базе старого советского Атырауского НПЗ был построен практически новый завод с возможностью производства всей линейки востребованной на рынке продукции. Внедрено производство продукции нефтехимии.
И вот в январе 2021г. – "тушите свет". В самом деле, так и было. Авария в сетях энергообеспечения – привела к остановке завода практически в самую стужу. А сегодня без света даже кашу уже не сваришь.
К сведению обывателей – запускать производственное оборудование и двигателя, работающие под давлением, когда "за бортом" минусовая температура – это дело, мягко говоря "не благодарное". Запуск автомобиля в мороз пробовали при севшем аккумуляторе? Тут примерно тоже самое. Но для заводки автомобиля есть 2 варианта – толкнуть его с пригорка или оттолкать в теплый гараж для отогрева.
К сожалению, целый завод в гараж не затолкаешь.
Для информации – только в январе т.г. Атырауский НПЗ запускали более 20 раз и всякий раз энергии было недостаточно. Как следствие – технологический сбой оборудования, неплановый ремонт, снижение объемов переработки нефти и недовыпуск продукции.
Впервые последствия аварии в сетях АО "KEGOC" топливный рынок ощутил в марте-апреле, когда под угрозой дефицита оказался бензин. Этот кризис рынок пережил, к слову даже без импорта российского бензина.
Но результатом всего стала потеря 200 тыс. тонн дизельного топлива, которое не смог выработать Атырауский НПЗ.
То есть утверждать об отсутствии системности в нефтяной отрасли не совсем корректно, не зная истинных причин происходящего. Нефтепереработка бьет рекорды как по объемам переработки нефти, так и по объемам производства нефтепродуктов, востребованных на казахстанском рынке.
Говоря о системных проблемах, можно также смело утверждать об отсутствии системности в казахстанском сельском хозяйстве, не учитывая форс-мажорно жаркое лето и раннюю осень в нынешнем году. Цены на сельхозпродукцию бьют все рекорды.
Выше я постарался описать одну из причин возникшего дефицита дизельного топлива.
Далее – основная и самая весомая причина – ценообразование на внутреннем рынке страны. Мы настолько привыкли, что топливо в Казахстане стоит копейки, что любое движение ценников на АЗС вверх воспринимается крайне болезненно.
Все виды статистики и отчетов информационно-аналитических агентств ставят Казахстан в топ-10 или в топ-15, как страну с самыми низкими ценами на ГСМ. Понятно, что это крайне выгодно, хорошо и удобно потребителю.
Но в условиях развития транзитного потенциала страны, открытых границ со странами-членами ЕАЭС – "сумасшедший" дисбаланс цен – это уже откровенная кормушка для стремительно развивающегося рынка грузоперевозок Узбекистана, Кыргызстана и России.
Уже неоднократно отмечалось, что груженая фура из Узбекистана на пустых баках заезжает на АЗС в Туркестанской области и, заправляя полный бак дизельного топлива, следует до следующей заправки на выезде из Казахстана. И этого запаса транзитной фуре достаточно, чтобы доехать до Москвы и вернуться обратно в Казахстан для следующей заправки.
Низкие цены на топливо в стране – способствуют его вымыванию из страны. В августе и сентябре – мы все стали свидетелями исторически пикового потребления дизельного топлива в стране. Экономика страны не потребляет столько дизельного топлива, сколько было продано через АЗС.
Казалось бы, что это очень хорошо. Но это хорошо, когда у тебя бездонная бочка продукта. Есть максимально возможное количество топлива, которые наши НПЗ могут произвести. И летний период – НПЗ РК отработали на максимуме.
К чему все эти слова? К тому, что рынок должен быть сбалансированным. Сегодня мы пришли к тому, что вынуждены обращаться к Правительству России, чтобы завезти "обратно" в Казахстан эти 100 тыс. тонн дизельного топлива, которое под видом овощей и фруктов оказалось на российских рынках.
Государственное давление и сдерживание рынка и цен еще не привело к процветанию и благосостоянию ни одну экономику мира.
Справедливые рыночные цены способствуют увеличению налоговых поступлений и росту доходов бизнеса, что в дальнейшем стимулирует увеличение заработных плат как бюджетникам, так и наемных работникам.
Системный подход должен быть не в отдельно взятой отрасли, в экономике в целом.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Материалы по теме:

×