Исследование, проведенное психолингвистами Центра языка и мозга Высшей школы экономики Национального исследовательского университета, помогло выявить, какие синтаксические конструкции оказываются самыми сложными для понимания младшими школьниками. Эксперимент показал, что восприятие сложных грамматических конструкций у детей меняется с возрастом, а переход к взрослым механизмам восприятия происходит в конце начальной школы. Исследование было опубликовано в журнале "Rhema.Рема", передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу НИУ ВШЭ.
Как пояснили ученые-лингвисты, чтобы понять текст, недостаточно знать только слова — важно уметь разбираться в сложном синтаксисе предложений. Дети, только начинающие осваивать эти навыки, могут воспринимать предложения иначе, чем взрослые. Некоторые конструкции они понимают легко, а в других могут запутаться. Для того чтобы выяснить, какие языковые конструкции дети понимают лучше, как восприятие меняется с возрастом и чем оно отличается от взрослого восприятия, лингвисты из НИУ ВШЭ провели эксперимент.
В ходе эксперимента ученикам 1–4 классов зачитывали сложные предложения разных типов, таких как: со сравнениями, описаниями пространства, временными зависимостями и причастными оборотами. После каждого предложения детям задавали вопрос о его содержании с двумя вариантами ответа. В исследовании приняли участие 145 школьников. Чтобы выявить различия, ученые также сравнили их ответы с результатами аналогичного теста для взрослых.
Исследование показало, что дети легко понимают предложения, в которых одно событие следует за другим. Например, в предложении "Перед тем, как папа вернулся домой, мама ушла в парк" результаты детей практически не отличались от результатов взрослых. Однако более сложные сравнительные конструкции, в которых нужно выстроить последовательность признаков, даются детям уже сложнее. Например, в предложении "Михаил старше Николая, но младше Ефрема" первоклассники чаще допускали ошибки.
"Мы видим, как с возрастом дети переходят от одной стратегии понимания предложений к другой. Чем старше школьник, тем больше он знает о том, какие конструкции типичны для русского языка, и тем легче ему запоминать информацию из предложения", - прокомментировала стажер-исследователь Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Полина Пилипец.
Полученные данные, по мнению ученых, могут быть полезны в разработке тестов для оценки понимания сложных синтаксических конструкций у школьников. Такие тесты смогут использовать логопеды и учителя, чтобы своевременно отслеживать и корректировать возможные трудности в понимании языка у детей.
Читайте по теме:
PISA-2025: Казахстан оценивает знания школьников в области науки и цифровых технологий