В Казахстане предложили разработать новую нацполитику в сфере труда

2238

Казахстанцам предложили ежегодно индексировать размеры заработных плат в соответствии с реальным уровнем инфляции. 

В Казахстане предложили разработать новую нацполитику в сфере труда

По словам мажилисмена Ерлана Смайлова, Казахстану необходима полная перезагрузка в сфере трудовых отношений, передает inbusiness.kz.                         

"Ее основой должно стать переосмысление сложившейся ситуации. Должна быть разработана новая Национальная политика в сфере труда, в которой интересы трудящихся и работодателей будут равны. Только при их реальном и равном партнерстве можно решить острую для страны проблему прогрессирующего неравенства и бедности, а также проблему работающей бедности – когда зарплаты человеку хватает на закрытие только самых базовых нужд и не более. Кроме того, такой подход станет основой нового общественного договора между властью и обществом", - сказал он.

Депутат предлагает разработать новую Национальную политику в сфере труда. Для этой цели создать государственную комиссию, в состав которой включить представителей государственных органов, профсоюзов, работодателей и политических партий. Создать новый политический институт - уполномоченного по трудовым правам, который должен сосредоточиться на защите нарушенных трудовых прав казахстанцев и трудовой справедливости, решая эти вопросы не технически, а принципиально.

"Необходимо модернизировать институт социального партнерства, через разработку и принятие отдельного закона. Закон должен упорядочить отношения сторон на всех уровнях социального партнерства, расширить сферу их интересов, усилить полномочия представителей работников, определить полномочных представителей работников и в целом повысить роль института социального партнерства в системе институтов гражданского общества.  Реформировать республиканскую трехстороннюю комиссию по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений, наделив ее правами и обязанностями по подготовке и осуществлению генерального соглашения, а также придать ей высокий статус в системе принятия политических решений", - продолжил он.

Кроме того, предлагается ратифицировать Конвенцию Международной организации труда № 131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран". В соответствии с конвенцией при определении уровня минимальной заработной платы учитывать потребности не только самих работников, но и их семей, а также принимать в расчет общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп;

"Нужно подернизировать систему оплаты труда посредством унификации нормативной правовой базы. Ежегодно индексировать размеры заработных плат в соответствии с реальным уровнем инфляции. Снизить возраст выхода на пенсию работающих людей с инвалидностью, а также работников, занятых во вредных и опасных условиях труда. Правительству РК – разработать и внедрить в качестве показателя эффективности работы Министерства национальной экономики РК и Министерства труда и социальной защиты РК – показатель ежегодного реального роста доходов населения страны и повышения качества его жизни. Разработанные показатели должны стать ключевыми при оценке работы вышеуказанных министерств", - заявил Смайлов.

Он отметил, что в Казахстане сложился институциональный системный дисбаланс приоритетов в сторону интересов работодателя, в особенности транснациональных компаний.

"В меньшей степени это противоречие проявляется на предприятиях малого бизнеса. И если развитые и социально ориентированные страны ищут и находят пути преодоления этого противостояния, в том числе за счет приоритета развития человеческого капитала, то у нас пока нет ясной госполитики, направленной на выравнивание возможностей двух сторон, и ситуация усугубляется. Это привело к тому, что бремя рисков и ответственности в трудовой деятельности ложится на самих трудящихся и членов их семей. А еще – на государство, которое выплачивает пособия по инвалидности, финансирует инфраструктуру моногородов, программы занятости и т.д. В это время работодатели, в первую очередь ТНК, увеличивают свою маржинальность и максимизируют прибыль", - пояснил он.

В этой ситуации профильные госорганы, ответственные за защиту трудовых прав казахстанцев, демонстрируют слабую позицию, пассивность и выученную беспомощность, считает депутат.

Эти перекосы, по его словам, видны и по экономическим показателям. Доля оплаты труда в ВВП Казахстана, по данным за III квартал 2021 года, составила 31%. В последние пять лет этот показатель устойчиво держится на уровне 30-31%. В 1990 году он равнялся 46,3%. В целом этот показатель у Казахстана значительно ниже, чем у стран с сырьевой ориентацией. Так, в 2020 году доля оплаты труда в ВВП составила: в Российской Федерации – 46,2%, в Канаде – 52,5%, в Австралии – 48,5%, в Норвегии – 51,1%. В Чехии – 46%, в США – 55,4%.

"Одна из причин неравенства – огромная разница в заработных платах как внутри отраслей, так и межотраслевые диспропорции. Зарплата производственников в десятки раз может быть ниже, чем у "эффективных" менеджеров из нацкомпаний и холдингов. Актуальна проблема разницы в зарплатах между отечественными и иностранными рабочими и специалистами, выполняющими одинаковую работу. Видится, что одни только механические меры не способны дать долгосрочный положительный и устойчивый результат. Простое арифметическое повышение зарплат обеспечит лишь краткосрочный эффект, особенно в условиях импорта инфляции и растущих цен в мировой и местной экономиках", - резюмировал депутат.

Дана Карина

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться