"Если бы все было хорошо, никто не приходил бы к акиму"

Виктория Вольская Виктория Вольская
3569

Аким Западно-Казахстанской области (ЗКО) Алтай Кульгинов рассказал abctv.kz, о чем он говорит с бизнесменами своего региона.  

"Если бы все было хорошо, никто не приходил бы к акиму" Фото: Александр Куприенко

Один из самых молодых акимов областей в Казахстане, Алтай Кульгинов заявляет, что заинтересован в развитии инвестклимата и местного бизнеса как никто другой в регионе. Именно в ЗКО на площадке региональной палаты "Атамекен" впервые руководитель области начал вести еженедельный прием бизнесменов лично. Лед недоверия предпринимателей госорганам Западно-Казахстанской области, казалось бы, должен начать таять. Алтай Кульгинов рассказал о приоритетах своей работы, не скрывая имеющихся проблем.

От пессимизма до активности 

"Над активностью бизнеса вместе с самими бизнесменами работаем на протяжении ряда лет. В 2012 году пришел в область на должность заместителя акима ответственным именно за этот участок работы – поддержку малого и среднего бизнеса, снятие барьеров. Напомню, в начале 2010-х годов не было инструментов для поддержки МСБ: не было дорожной карты бизнеса – 2020, микрокредитов, институтов развития вроде фонда "Даму", палата "Атамекен", как в последние годы, не работала. Сейчас же есть инструменты, системно помогающие бизнесу, что намного улучшило показатели. 

В 2012 году местные ассоциации предпринимателей жаловались на то, что чиновники бизнес не понимают. Создали координационные советы. Предприниматели не верили, что бизнес-проекты будут субсидировать, говорили: "Кому вы врёте!", а потом за помощью от государства выстроились очереди. Заработало госгарантирование – появилось много новых предприятий, которые сейчас развиваются. 

Президент перед нами ставит задачу увеличить долю бизнеса в структуре внутреннего валового продукта страны до 50%. У нас показатель  внутреннего регионального продукта сейчас равен 42% – мы вторые по этому показателю среди регионов после Астаны. Это место надо удержать. Каждый год этот показатель повышается на один-полтора процента, идет системная положительная динамика роста. Что показывает наш системный труд, работу инструментов господдержки, и сами бизнесмены за эти годы стали более активны".

Приоритеты 

"Привлечение инвестиций – одна из главных задач, мы определили приоритеты для региона. В первую очередь, это база для индустриализации. Идет вторая пятилетка государственной программы форсирования индустриально-инновационного развития. Основная ее задача – диверсификация экономики. Надо учиться жить без нефти и газа, как говорит президент Казахстана (Нурсултан Назарбаев), на долгосрочную перспективу. По программе индустриализации у нас было реализовано в прошлом году десять проектов, в текущем запланировано столько же. 

Теперь задача стоит организовать предприятия обрабатывающего сектора с добавленной стоимостью, и здесь в приоритете экспорт местной продукции и услуг. Открывать экспортно ориентированные производства нам помогают совместно созданные предприятия, общий инвестиционный климат, меры господдержки и региональная палата предпринимателей "Атамекен", на базе которой рассматривается много проблемных вопросов.

Модернизируются уральские предприятия, созданные еще в советское время, – заводы "Зенит", "Агрореммаш". Западно-Казахстанская машиностроительная компания очень хорошо двигается по нефтегазовому оборудованию, выдает новую продукцию, которой раньше не было в производственной линейке. В легкой промышленности предприятие "Квант" построило мебельное предприятие, оно хорошо работает.

Нефть и газ в ЗКО – это в первую очередь Карачаганакское месторождение, которое разрабатывает большой иностранный консорциум. Около него также зарабатывает и развивается малый и средний бизнес".

Экспортный потенциал

"В административном центре ЗКО построен новый экспортно ориентированный трансформаторный завод, он поставляет продукцию в дальнее зарубежье. Впервые в прошлом году после визита президента Казахстана в Исламскую Республику Иран открыли и этот рынок. В 2017 году экспорт составил 1200 тонн говядины и баранины в Россию и 500 тонн – в Иран. Поставляем охлажденное и замороженное мясо, но можно же и глубокую переработку делать?..

Есть в ЗКО и совместные предприятия. Одно из них – с канадскими инвесторами, производит химические реагенты, которые раньше закупали извне. Это реальный пример того, что вместе с иностранцами, у которых есть знания и технологии, можно локализовать и производить здесь недостающую продукцию. 

На выставке "Экспо-2017" в Астане познакомились с финнами, производящими экологически чистые энергосберегающие окна и двери. Совместное казахстанско-финское предприятие этого направления уже работает в Уральске, качество товара соответствует цене. 

По принципу "зеленой" технологии начали реализовывать казахстанско-финский проект по переработке твердых бытовых отходов. Казахстанские предприятия не умеют перерабатывать мусор, у финнов богатый опыт в этом деле: они даже у соседей покупают мусор и на этом зарабатывают. Уральский полигон ТБО передали в доверительное управление совместному казахстанско-финскому предприятию. Начинают с сортировки, будут выпускать биогаз".

Потенциалы с поля 

"У нас очень большой потенциал в сельском хозяйстве. Вместе с Минсельхозом рассматриваем наш регион как животноводческий пояс. Главное – это научиться глубокой переработке, и уже в таком виде отправлять на экспорт возросшее поголовье. 

К примеру, в декабре прошлого года президент участвовал в открытии птицефабрики "Жаик кус". Только наш регион потребляет в год десять тысяч тонн мяса птицы. Эта фабрика может производить до семи тысяч тонн продукции, есть еще резерв, и, прежде чем выходить на экспорт, надо обеспечить собственный рынок. К слову, это целый кластер на базе одного предприятия: у предпринимателя есть свои поля, кормозаготовка, выращивание от яйца до курицы, в том числе переработанного продукта.

Предприятие "Кублей" (мясопереработка) поставило новое оборудование примерно на три миллиарда тенге для безотходного производства. Все животноводческие отходы – вплоть до костей перерабатывает в корм. А глубокая переработка и есть добавочная стоимость. Причем если этот предприниматель раньше импортировал мясо, то теперь переориентировался на местный рынок, закупает у крестьянских хозяйств. Животноводам это тоже выгодно: не нужно вывозить продукцию в Актау, Атырау, им на месте передают деньги за товар. 

Был большой проблемный вопрос в области по переработке шкур крупного и мелкого рогатого скота, и он фактически решен. Местный инвестор построил завод "Пушруно", сейчас он на стадии раскрутки. Бизнесмен закупил зарубежное оборудование, будет перерабатывать порядка 600 тысяч шкур в год – еще один пример переработки в сельском хозяйстве. 

В текущем году откроем макаронную фабрику, тоже кластерное производство, совместное с россиянами. У предпринимателя есть поля, на которых он сеет пшеницу, масличные, зернохранилище и элеватор, производит муку. Из собственной муки изготавливают макаронные изделия в фирменной упаковке. Это производство по принципу с поля – на прилавок.

Но, если сравнивать с другими регионами, по определенным показателям отстаем. У нас очень много земли: миллион неиспользуемых гектаров вернули в оборот государства, а это резерв для улучшения. Посмотрите на юг: там земель нет, но они экспортируют мясо из ЮКО в Алматы и даже в западный регион. У нас же много земель – пастбищ, кормов, вот наш резерв, и над этим мы должны работать. 

Есть и позитивная динамика. В регион приходят инвесторы из Атырау, Актау, южного региона, зная о нашем потенциале по животноводству. Предприниматели из Актау, занимавшиеся нефтью, вложили средства в животноводство в Зеленовском, Теректинском районах. С юга приехали предприниматели – поставили откормочные площадки. Это инвесторы, они подстегивают и местных предпринимателей, конкуренция – двигатель бизнеса". 

Туризм во всех проявлениях

"Туризм – это тоже инвестиции. Для привлечения инвесторов надо обеспечить логистику, в первую очередь открытое небо. Мы открыли дополнительные рейсы во Франкфурт, Москву (в текущем году уже два рейса в неделю), Актау и Атырау, летают самолеты разных авиакомпаний. 

Но нам надо отремонтировать терминал для создания соответствующих условий сервиса. По ним мы работаем совместно с Министерством по инвестициям и развитию РК. На первом этапе приведем в порядок зал прилета-вылета, багажное отделение, накопитель. Сейчас очень неудобно – через ворота выходят пассажиры с летного поля, заходят с улицы в терминал. 

Железнодорожное сообщение в ЗКО также получило новый импульс: из Астаны и Алматы курсируют современные скоростные поезда "Тальго". Они на треть сократили время прибытия из экономических центров Казахстана в Уральск. 

Важный вопрос – современные гостиницы. Все имеющиеся построены 10-15 лет назад. В то время население города Уральска составляло чуть более 200 тысяч, а сейчас свыше 300 тысяч. Экономические возможности другие, и потребность людей в качественном сервисе повышается. Мы должны соответствовать этим требованиям. 

Поскольку ЗКО находится на приграничной территории, у нас большой транзитный поток, а это тоже инвестиции. Мы должны создать цивилизованные условия, поэтому транспортно-логистический центр тоже приоритет. 

Планируем развивать придорожный сервис. Для этого по программе "Нурлы жол" строим и ремонтируем дороги. Завершаем трассу на Саратов – Уральск – Каменка – граница РФ. Дороги на Атырау и Актобе в удовлетворительном и хорошем состоянии. Работаем над ремонтом дороги в оренбургском направлении. 

По заданию президента в Казахстане развили инициативу "Один пояс, один путь", выстроили транспортный коридор Западная Европа – Западный Китай, а транспортный поток в Европу проходит через Приуралье. Это большие возможности и перспективы для наших бизнесменов".

Главное, чтобы люди верили 

"Если бы было все хорошо, предприниматели не приходили бы на личный прием к акиму области в РПП "Атамекен", а в регионе выше некуда. Вижу, что многие вопросы могут решаться на уровне районов и акима города. Если этот фильтр не срабатывает, ведем прием на площадке "Атамекена" в Уральске, в здании технопарка, где реализуется проект "Смарт Уральск". 

И это не случайно. Именно здесь один бизнесмен на днях получил первый документ на земельный участок, оформленный за десять(!) дней по электронной заявке. Вспомните, было 19 инстанций, в которых приходилось согласовывать документации на аренду или покупку земли (сейчас 14). И каждая инстанция на запрос бизнесмена отвечала в течение десяти дней. Согласование растягивалось на месяцы, госорганы безостановочно обвиняли в коррупции. 

Каждый раз возникают земельные вопросы, расширения бизнеса, у кого-то недостаточно субсидий, кому-то нужен микрокредит. На последнем приеме, к примеру, понравился парень, его подход – яркий пример развития микробизнеса. Купил 700 цыплят, вырастил, через два месяца продал – деньги заработал. Научился работать, хочет расшириться, почему бы и нет? Микрокредитование на то и направлено. Тем более что наш регион животноводческий.

Приходила женщина-бизнемен с проблемой субсидирования детских садов. Президент не раз делал замечание по поводу больших по площади детских садов. Административным и другим сотрудникам в таком саду – директору, методистам и прочим – нужны отдельные кабинеты. Детские сады должны быть для детей, и условия надо создавать в первую очередь для них, а остальное второстепенно. Частные детские сады в этом плане очень мобильны. 

Не все вопросы решаются во время личных приемов, но всегда стараемся помочь. Принимал предпринимателей целый год и буду продолжать это делать, так как есть спрос. Главное, чтобы люди верили: мы работаем в интересах бизнеса". 

Виктория Вольская

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться