Цены на пределе

5315

Бизнес-сообщество опасается вытеснения с рынка отечественных фармпроизводителей.

Цены на пределе

Сегодня производители имеют право устанавливать любую цену на свои лекарства. В результате у некоторых фармкомпаний возникает возможность закладывать большие бюджеты, в том числе на маркетинг и продвижение продукции среди врачей и населения. При этом часто ими используются неэтичные методы. На эти же лекарства аптеки имеют право давать свою наценку. Разброс цен между аптеками в одном городе может достигать 20%, в случаях возникновения дефицита препарата на рынке накрутка может вырастать до 200%, заявил министр здравоохранения РК Елжан Биртанов на заседании правительства, презентуя концепцию по госрегулированию цен на лекарственные средства. 

В министерстве здравоохранения фармрынок характеризуют высокой стоимостью лекарственных средств, вопросами к качеству, безосновательным применением лекарств, дефицитом бесплатных препаратов в поликлинниках. 

Регулировать через референтные цены 
Ведомство намерено внедрить систему внешнего референтного ценообразования, которая основана на сравнении стоимости одного и того же лекарственного препарата в разных странах. 

Данный опыт частично применяется в Казахстане в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. 

"Данная схема ценового регулирования в целом показала свою состоятельность. Так, с 2015 года все цены на лекарства в подавляющем случае остались неизменными и продолжают сохраняться. В результате чего министерство здравоохранения за два года обеспечило порядка 22 млрд тенге экономике", – отметил глава минздрава. 

Регулироваться будут и оптовые, и розничные цены. Министерством разработан проект нормативно-правовых актов, в соответствии с которым каждый производитель будет регистрировать стоимость лекарств на условиях "франко-завода", который включает в себя базисное условие поставки, то есть стоимость лекарства на территории завода. 

"Цены предоставляются каждым производителем, за достоверность предоставленной информации он несет ответственность. На следующем этапе утверждается зарегистрированная цена, в которую входят, помимо цены "франко-завода", затраты на доставку товара, таможенное оформление, оценку безопасности и качества, а также маркетинговые расходы, в случае если производитель имеет в Казахстане отдельное юридическое лицо. После определения зарегистрированной цены министерство в соответствии с утвержденной регрессивной шкалой утвердит предельную оптовую цену и максимальную цену на лекарство в рознице. Таким образом, в целях сохранения духа конкуренции на рынке государством будут установлены предельные цены на лекарства, от которых каждый дистрибьютор или аптека смогут предлагать свои цены уже со скидкой", – пояснил Елжан Биртанов. 

Он уверен, что данная система не позволит производителям и дистрибьюторам в случае дефицита лекарства безосновательно завышать на него цену и получать сверхдоход. 

Внести концепцию на рассмотрение в парламент авторы планируют в предстоящем сентябре. 

Крен против казахстанских фармпроизводителей
В национальной палате предпринимателей "Атамекен" предлагаемые новшества минздрава одобряют. Однако в концепции имеются риски, которые могут ударить по отечественным производителям фармпродукции. 

"Мы понимаем, что ранее тот механизм ценообразования в рамках ГОБМП был не совсем прозрачным, содержал очень много субъективных факторов. То, что сейчас МЗ предлагает, это серьезно совершенствует механизм ценообразования. Но в этой концепции есть некоторые нормы, на наш взгляд, которые несут определенные риски. Мы бы хотели обратить внимание на эти риски, возможно, когда концепция зайдет во все государственные органы, будет на всех общественных площадках обсуждаться, постараться решить и исключить эти риски. 

Речь идет о том, что предложенная МЗ схема предполагает унифицированный подход формирования цен на все лекарственные средства через установление предельной розничной цены на 8000 лекарственных препаратов. На основе зарегистрированного референтного ценообразования с учетом оптовых и розничных наценок. Однако сложившаяся структура рынка показывает: лишь 11% объема фармпродукции приходятся на отечественные препараты, произведенные в Казахстане. Остальное все – импорт. Мы опасаемся, что может произойти крен, когда этому регулированию подвергнутся отечественные производители, а производителей импортной фармпродукции МЗ не сможет регулировать предлагаемым механизмом ценообразования", – заявил заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Нуржан Альтаев.

По наблюдениям нацпалаты, цены в стране растут именно на импортную фамрпродукцию, стоимость же на лекарства отечественных производителей уже сейчас ниже многих импортных аналогов. 

"Поэтому мы опасаемся, что крен в сторону дополнительного регулирования отечественных производителей может вытеснить их с рынка. Это показывает и международный опыт, когда прямое регулирование цен формирует некий черный рынок и контрафакт", – сказал зампред правления национальной палаты предпринимателей. 

По данным министерства здравоохранения, фармацевтический рынок Казахстана в 2016 году оценивался в 458 млрд тенге. Расходы государства на стационарное и амбулаторное лекарственное обеспечение составили свыше 181 млрд тенге. Население потратило свыше 277 млрд тенге.

Динара Куатова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться