Фундаментальные проблемы бизнеса: налоги, субсидии и бедность

3401

Центр прикладных исследований TALAP презентовал анализ состояния малого и среднего бизнеса Казахстана.

Фундаментальные проблемы бизнеса: налоги, субсидии и бедность Фото: inbusiness.kz

Исследование показало, что кредитование бизнеса стагнирует на фоне роста закредитованности населения (62%). На сентябрь текущего года кредиты, выданные юрлицам, составили 8 трлн тенге, физлицам – 13,1 трлн тенге, передает inbusiness.kz.

Предприниматели в регионах жалуются на высокие проценты, сложные процедуры кредитования и отсутствие залогов. У банков нет системы поддержки бизнеса. 

"В регионах есть своя большая специфика и много проблем. Согласно проведенному опросу, наиболее важные – недоступность кредитования, высокая базовая ставка, нестабильный курс тенге и волатильность, невозможность планировать поставки в валюте, коррупция и бюрократизм, нехватка профессиональных кадров, недоверие к госорганам",  отметил Рахим Ошакбаев, директор Центра прикладных исследований TALAP.

Основным инструментом поддержки МСБ остается субсидирование процентной ставки. Объем выплаченных субсидий за 9 месяцев 2022 года составил 75,6 млрд тенге (в 2021 году 96,7 млрд тенге). Однако охват субсидированием остается низким  с 2018 по 2022 год от 0,1% до 2,2% в 2022 году, ежегодно субсидии в миллиардах получают одни и те же компании.

Также отмечено, что с 1 июня 2021 года цены на продукты выросли на 43,9%. Кроме того, в регионах предприниматели отметили минусы налогового законодательства – снижение порога по НДС до 20 тыс. МРП, растущую нагрузку на ФОТ (ОСМС, ОПВР и др.), сложное администрирование (СНТ, ЭСФ, СУР и др.)

"Нагрузка на бизнес колоссальная. Особенно у тех, у кого нет бухгалтера. СНТ должна выписываться день в день, не исключая выходных. И какие-либо корректировки СНТ не терпит. У бухгалтера нет права на ошибку. Он пользуется тремя системами. На одной  выписать СНТ, на другой – ЭСФ и на третьей – сдать 328-ю форму. И они все друг друга дублируют",  отмечают в регионах.

Что нужно сделать по-новому, чтобы не получилось по-старому?

Новый Налоговый кодекс писался раза два, и каждый раз он еще сложнее. Около 50 поправок уже было внесено. Это уже третья попытка его разработать и как минимум закрепить неизменность кодекса на три года. Главное условие хорошего кодекса, как говорят предприниматели, чтобы его писали не налоговики, а те, кто им пользуется, а также вовлечение большего числа экспертов в его разработку.  К сожалению, однобокая разработка приводит к тому, что преследуются интересы максимального взыскания средств в бюджет. Инструменты господдержки тоже очень устарели, не инклюзивны и охватывают очень мизерную часть предпринимателей.

"Есть компании, которые получают по 5-7 млрд субсидий и при этом умудряются платить ноль тенге налогов. Это говорит о невероятно неэффективном расходовании. Если они не платят налоги, значит, у них нет экономической активности. Но почему они тогда получают 5-7 млрд субсидий? Что означает, когда какие-то привилегированные компании получают огромный объем субсидий? Это значит очень много. Другие предприниматели субсидии не получают, деньги не расходуются на необходимую социальную поддержку. Я думаю, это сочетание коррупции, непотизма и некомпетентности",  подчеркнул Рахим Ошакбаев.

Фундаментальными проблемами бизнеса остаются по-прежнему отсутствие доступа к финансам, кредитам, а те, которые есть, предлагаются банками по бешеным ставкам.  И то, что Нацбанк РК повысил ставку, только ухудшает ситуацию  этот инструмент для борьбы с инфляцией не работает, но, несмотря на это, Нацбанк упорствует. Происходит дисбаланс с правительством.  Правительство делает экспансию бюджетных расходов, а Нацбанк пытается ее нивелировать, и на этой высокой процентной ставке заработают только банки и очень узкая прослойка богатых граждан, которые имеют депозиты, и они смогут давать их под высокие процентные ставки. Основная же часть населения, включая бизнес, обеднеет. Инфляция будет также высокой, считает глава TALAP.

Привлекателен ли Казахстан для инвесторов?

В июле текущего года был срочный законопроект, в соответствии с которым ввели налог на дивиденды – 10%. Иностранные инвесторы поставили отношения с Казахстаном на паузу из-за часто меняющегося налогового законодательства и постоянно увеличивающихся требований для предпринимателей, место базирования и центр принятия решений которых находится в Казахстане.

Несмотря на то, что количество предпринимателей в стране увеличилось на 16,8% за последний год, качество осталось прежним. Например, уменьшилась ли безработица в Казахстане на такое же количество? По мнению Максима Барышева, председателя регионального совета РПП Алматы, предприниматели стали просто делить свой бизнес, то есть они доходят до условного дохода по НДС, приостанавливают одно предприятие, открывают другое. Он предложил отделить квазигосударственные компании, зависимые от государства, и оставить компании частного сектора.

"Именно частный сектор  тот драйвер будущего и окно возможностей для развития Казахстана, который креативит и развивается, выходит на экспорт. Как правило, компании, которые зависят от государства, на экспорт не выходят, они открываются для того, чтобы распределить финансы бюджета",  считает он.

Сегодня в Казахстане налоговые ставки, официально задекларированные, низкие. Индивидуальный подоходный налог  10%, но общая финансовая нагрузка на фонд заработной платы составляет 33,6%. Пару дней назад было принято решение объединить все платежи в бюджетные и внебюджетные фонды в единый по ставке 20%, но пока это объединение коснется не всего бизнеса Казахстана, а только субъектов микро- и малого предпринимательства, которые работают на спецналоговых режимах. Это будет пилотным проектом  практически в два раза уменьшится нагрузка на фонд заработной платы.

Отмечено, что количество экспортеров Казахстана несырьевого сектора  550, при этом в соседней России  33 тыс. При расчетах деловой активности выходит одно предприятие на 35 тыс. граждан, а у соседей одно предприятие на 4,8 тыс. граждан. Окно возможностей  для роста казахстанских экспортеров можно увеличить десятикратно  такой тренд видит бизнес-сообщество на текущий момент.

Как заявили в TALAP, за год цены на продовольствие выросли на 40%. При этом представители ДГД задались вопросом, если предприниматели повысили цены, то почему не выросли налоги.  Между тем инфляция, как утверждает бизнес, в Казахстане  "стране потребления"  является завезенной. Имея в наличии 10 тыс. долларов ВВП, страна мало что производит.  На ту заработную плату, которую получает казахстанец, он покупает меньше продукции по высокой цене. Решение, которое видят эксперты, – производить из казахстанского сырья отечественные продукты.

От государства необходимы низкие стимулирующие налоги (нормальная ставка, которую готовы платить предприниматели). Предпринимателям важны покупатели, которые будут покупать на внутреннем рынке, а еще лучше за пределами страны. Тогда при экспорте получится увеличение суммы налогов. Сегодня в ВВП бюджет играет ключевую роль, бюджетные расходы не приводят к росту экономики, а приводят к росту импорта. То же самое ведь можно производить внутри страны, говорят представители бизнеса.

С высоких трибун слышно, что Казахстан вырос в тенге на 4-5%. Однако если считать долю казахстанской экономики в мировой экономике, то видно, что доля казахстанской продукции здесь сокращается. 

Как считают предприниматели, помимо стимулирующей налоговой нормы, нужно  правительству перейти на сервисную модель, которая помогла бы развиваться частному бизнесу и каждому гражданину РК. Инвесторы рассматривают зачастую Казахстан как одну из стран инвестирования, но у них есть определенные условия, их беспокоит налоговая нагрузка.

"Нам нужно понять, что мы являемся развивающейся страной, и перейти на режим догоняющей страны. Такой режим включила в свое время Южная Корея в 60-70-е годы, Япония  в 50-е годы и ОАЭ. Я думаю, что Казахстану сейчас нужно включить опыт разных стран в то время, когда они были развивающимися, и использовать его",  отметил Максим Барышев.

Ловушка среднего дохода – миф?

Декларативно Казахстан имеет почти 10 тыс. долларов ВВП на каждого человека, но средняя заработная плата 500 долларов и еще меньше. Эта сумма по мировым стандартам критически, катастрофически мала. Чтобы росло казахстанское производство и потребление казахстанских продуктов, зарплаты казахстанцев должны вырасти кратно.

Мифом считают ловушку среднего дохода, который тиражируется правительством. Это самообман, мы еще не доросли до того, чтобы попасть в эту ловушку, у нас нет этих средних доходов, считают представители бизнеса.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться