Иностранных студентов привлекут в РК бесплатным обучением

Алина Альбекова Алина Альбекова
10649

Соответствующей работой за рубежом займется "Болашак".

Иностранных студентов привлекут в РК бесплатным обучением

Асхат Аймагамбетов, временно сменивший в должности вице-министра образования Эльмиру Суханбердиеву, сделал откровенное заявление: нынешняя система ориентирована не на образованность, а на дипломированность. А также отметил патерналистское отношение к государству большинства вузов, которые привыкли жить за счет госбюджета, не задумываясь о конкуренции.  

Чиновник не стал отрицать, что это лишь капля в море проблем и казахстанское образование давно испытывает необходимость в "жесткой министерской руке". Но заверил: ведомство уже работает над вопросами плагиата, теоретизированности образовательных программ и слабой связи вузов с работодателями и бизнесом, о которых уже не первый год говорится в профессиональном сообществе.

По словам вице-министра, сферу отечественного образования ждут значительные изменения. В настоящее время депкорпусом рассматривается законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений". В случае одобрения документа казахстанские вузы смогут самостоятельно определять порядок приема студентов, устанавливать соотношение между профессорско-преподавательским составом и контингентом обучающихся, определять структуру и содержание образовательных программ, решать вопросы найма на работу, формировать студенческий контингент в разрезе специальностей и направлений подготовки, определять академическую структуру. Более того, вузам будет предоставлено право на создание новых юридических лиц, включая совместные, на основе государственно-частного партнерства, привлекать доходы из источников, не запрещенных законами.  

"Для нас это важно. Мы преследуем цель, чтобы университеты могли без излишних рекомендаций и согласований с министерством открывать образовательные программы. Сегодня вузам важно иметь такую возможность, потому что рынок сильно меняется. Мы, к примеру, в течение трех лет открывали необходимые для малокомплектных школ специальности истории и географии. Система получения лицензии оказалась нелегкой: сначала надо было принять решение, потом внести изменение в классификатор, разработать типовые учебные планы и программы, и только после этого можно было подавать на лицензию, а потом еще и ждать ее. Если мы это будем делать по всем тем специальностям, которые требует рынок от университетов, то наши вузы никогда не будут соответствовать современным требованиям. Поэтому мы разработали новый классификатор по направлениям подготовки. То есть мы предлагаем лицензирование по направлениям, а не по специальностям, как это было раньше. Университеты должны быть самостоятельны в открытии новых образовательных программ – такова позиция нашего министерства", – заявил представитель ведомства.

Академическая и управленческая самостоятельность вузов, уверены в МОН, расширит доступ к образованию за счет увеличения государственно-образовательного заказа, который в прошлом году составил 10 тысяч мест. Кроме того, в министерстве намерены отойти от парадигмы, когда государство готовит энное количество специалистов и только "по заказу государства".

"Мы считаем, что в современное время необходимо готовить больше образованных людей с высшим образованием, потому что такой человек более адаптируемый, это и есть человеческий капитал. Чем больше будет образованных людей в нашей стране, я думаю, тем больше будет пользы нашей стране", – высказал свое мнение чиновник от образования.

Приоритетным направлением для министерства, по словам Асхата Аймагамбетова, станет создание равных условий для всех студентов, в частности безбарьерный доступ для людей с особыми образовательными потребностями за счет расширения технологий дистанционного образования. Более того, с этого года министерство образования взяло курс на активное развитие онлайн-образования. Только на образовательной платформе coursera.org, по данным вице-министра, сегодня проходят обучение 24 миллиона студентов. Аналогичных платформ, по его словам, много, и с каждым годом они становятся более популярными.

"Мы не можем оставаться в стороне от процессов цифровизации, четвертой промышленной революции. На сегодняшний день 15 университетов создали консорциум на базе КазНУ имени Аль-Фараби, и студенты туда активно регистрируются. Поэтому сейчас мы думаем о том, чтобы начать признавать результаты неформального образования, точнее, определенных курсов, не массовых. Для нас это важно, поскольку сегодня есть спрос на конкретные навыки. Нам нужны профессии будущего, как IT-медик, IT-генетик, лингвостилист, агроинформатик, сетевой юрист. Мы уже в 2018 году планируем, что ряд наших вузов будет открывать профессии будущего в наших вузах", – поделился планами министерства вице-министр.

Основными приоритетами в этом году для министерства станет развитие англоязычных и двухдипломных образовательных программ в вузах и подготовка учебно-методической базы. Чиновник отметил, что вузам придется в этом году активно поработать над своей репутацией, а заодно и над инфраструктурой. Без всего этого, уверен он, в Казахстан не приедет ни один иностранный студент. А они, как оказалось, являются еще одной целью министерства образования, которую они назвали интернализацией высшего образования. Казахстан намерены превратить в образовательный хаб.

"Главой государства отмечено, что сфера образования становится отдельной отраслью экономики со своими инвестиционными проектами и экспортным потенциалом, поэтому мы сегодня говорим, что мы должны быть хабом для таких сопредельных стран, как Индия, Китай, Пакистан, Турция, Египет, Россия. И мы ставим себе такую задачу, если у нас на сегодня около 2% иностранных студентов обучается в стране, в краткосрочный период увеличить это количество до 5% и в дальнейшем еще больше", – рассказал вице-министр.

В странах ОЭСР, по данным Асхата Аймагамбетова, эта цифра составляет до 20% от контингента. К примеру, во Франции на сегодня обучается 320 тысяч иностранных студентов, из них 300 тысяч за счет французского правительства, в России 175 тысяч, из них 50 тысяч за счет правительства. Более того, он отметил, что многие страны намерены увеличить количество грантов для иностранных студентов. К примеру, Франция готова довести их количество до 480 тысяч, Япония до 300 тысяч, Россия до 750 тысяч.

"Мы считаем, что Казахстан не может оставаться в стороне. Мы должны создавать образовательный хаб и для этого провести соответствующую работу. Мы будем просить депутатов рассмотреть вопрос о выделении специальных стипендиальных программ для иностранных граждан, как это делается в странах ОЭСР, в том числе за счет бюджета нашей страны. Есть хорошие программы вроде Фулбрайта. Почему бы Казахстану не начать работу в этом направлении? Конечно, для этого нам необходимо провести большую работу", – отметил вице-министр образования.

С этого года, по словам чиновника, в этом направлении начал работать центр образовательных программ "Болашак". Если раньше он направлял исключительно казахстанских студентов за рубеж, то теперь они работают еще и на привлечение иностранных студентов в Казахстан. С этими же целями в 2017 году впервые были проведены дни казахстанского образования в Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, Индии, Иране, Китае и Туркменистане. Граждане Индии, как отметил Асхат Аймагамбетов, к примеру, проявляют большой интерес к медицинскому образованию в Казахстане.

Привлекать министерство образования намерено не только студентов, но и иностранных топ-менеджеров. На сегодня в казахстанской сфере образования работают 37 таких специалистов, в этом году предусмотрено привлечение еще 30 человек.  

Асхат Аймагамбетов назвал мифом утверждение о большом количестве вузов и студентов в Казахстане и привел в пример цифры. По его данным, в Казахстане работает всего 130 вузов, тогда как во Франции их больше 500, а в США порядка 5000. Кроме того, в системе высшего образования в Казахстане обучается порядка 500 тысяч человек, из которых 143 тысячи студентов учатся по образовательному гранту. Однако это количество по сравнению с количеством студентов, обучающихся в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сравнительно мало. В США обучается в три раза больше студентов, во Франции и Малайзии – в два раза больше, в России и Китае в полтора раза больше студентов, чем в Казахстане.

"Еще одним заблуждением является то, что очень много денег тратится на образование. На самом деле сегодня на образование выделяется чуть больше 3% от всего ВВП. Если говорить о высшем образовании, то доля его гораздо ниже. В то же время, по данным UNDP, казахстанская система образования занимает не самое низкое 38-е место. Но мы знаем все основные проблемы и вопросы, которые поднимает общество, и работаем в этом направлении. Сейчас, к примеру, рассматриваем вопрос о переходе на кредитно-подушевое финансирование", – сообщил вице-министр.

Кроме того, в министерстве озаботились вопросами науки. По словам Асхата Аймагамбетова, на сегодняшний день в Казахстане ученых в три раза меньше, чем в других развитых странах. Из всего профессорско-преподавательского состава только 8,5% сотрудников имеют ученые статусы, из них профессоров и докторов наук всего 6%, а кандидатов – 34%.

Как отметил Асхат Аймагамбетов, настолько статистика упрямая вещь, что с ней надо считаться в выстраивании планов и повседневной деятельности.

Алина Альбекова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться