Казахстан как символ цивилизационного диалога - сенатор Сатвалдиев о значении Съезда лидеров мировых и традиционных религий

157

На фоне усиливающихся глобальных вызовов, кризиса доверия и роста религиозной нетерпимости, Казахстан вновь стал центром важнейшего диалога между цивилизациями и культурами.

Казахстан как символ цивилизационного диалога - сенатор Сатвалдиев о значении Съезда лидеров мировых и традиционных религий Фото: из личного архива

Астана, в качестве стратегического хаба, уже в восьмой раз открывает свои двери для лидеров мировых и традиционных религий, предоставляя уникальную платформу для обмена мнениями, выработки совместных инициатив и поиска путей к миру и согласию, передает inbusiness.kz.

VIII Съезд стал ярким символом приверженности Казахстана идеалам мирного сосуществования и взаимопонимания. В условиях, когда мир сталкивается с непредсказуемыми вызовами, подобные форумы играют ключевую роль не только в поддержании мира, но и в формировании конкретных решений для будущего. О значении этого события, уникальной роли Казахстана в глобальном религиозно-гуманитарном пространстве, а также о задачах, которые стоят перед мировыми лидерами на фоне современных мировых процессов, мы поговорим в интервью с депутатом Сената Парламента РК Алишером Сатвалдиевым.

— Алишер Гапиржанович, президент Касым-Жомарт Токаев назвал участников съезда "посланниками мира". Что это означает в современном контексте, и какие функции выполняет этот форум сегодня?

— Формулировка подчеркивает не статус гостей, а их миссию. Президент фактически придал съезду мандат моральной дипломатии: здесь вырабатываются ориентиры, к которым могут апеллировать политики, общественные деятели и медиа. Значимость данной площадки раскрывается в сочетании постоянства и широты охвата. Форум работает с 2003 года, нарастил институты и связи, стал площадкой регулярного разговора между конфессиями и государствами. Сегодня это не "конференция по расписанию", а многоуровневый механизм: политико-нормативные сигналы (итоговые заявления), тематические треки (мир, образование, молодежь, технологии), связь с международными организациями, а также конкретные инициативы  от защиты культовых объектов до этики алгоритмов. Такая архитектура позволяет не просто призывать к миру, а предлагать инструменты. В этом смысле участники съезда действительно "посланники мира" и носители устойчивых ценностей, которые способны объединять, а не разъединять.

— Какую роль в установлении мира могут сыграть представители религиозных течений?

— Речь идет о лидерах общественного доверия. Их слово влияет на миллионы, а значит на поведение сообществ в острые периоды. В выступлении президента отдельно прозвучал тезис о недопустимости языка вражды. А, как известно, религиозные деятели способны снимать эмоциональную нагрузку, переводить конфликт в переговорную плоскость и легитимировать компромисс как этически приемлемый выход. Практически это выражается в совместных обращениях, межконфессиональных комиссиях, профилактических программах в школах и университетах, просветительских проектах против ксенофобии и экстремизма. Чем шире такая работа у "основания" пирамиды, в общинах, приходах, медиа пространствах, тем заметнее результат "наверху". Мы видим, что традиционные механизмы политического урегулирования нередко оказываются неэффективны. В таких условиях именно религии могут дать ценностный фундамент для мира. Кроме того, религии обладают глубокими корнями и влиянием на сознание людей. Через проповеди, образовательные инициативы, диалог с молодежью они способны противостоять радикализму, восстановить утраченные смыслы и доверие. Это особенно актуально на фоне разрушения духовных основ под влиянием цифровых и идеологических манипуляций.

— Казахстан подает пример в области межэтнического и межрелигиозного согласия. Как удается сохранять этот баланс в обществе?

— Президент четко обозначил линию: согласие — государственный приоритет, а любые попытки подрыва единства, в том числе через дискриминационные повестки, будут пресекаться правовыми методами. Каркас модели — светский характер государства, равенство граждан перед законом и нулевая терпимость к разжиганию розни. Государство не вмешивается в дела веры, но и не позволяет использовать религию в разрушительных целях. Это четко выверенный баланс. Институциональная опора такой деятельности Ассамблея народа Казахстана с ее сетью региональных площадок, научно-экспертными советами, домами дружбы, профильными медиа и представительством интересов на площадках власти. Через АНК идут культурно-языковые программы, медиаторские практики на местах, обучение журналистов и госслужащих работе в многоязычной среде. Это дает эффект "длинной волны": предупреждение конфликтов раньше, чем они переходят в открытую фазу. Чтобы слово было весомым, говорящий должен быть верен сказанному. На международной арене это требование относится к государствам и организациям. Казахстан здесь демонстрирует последовательность — через выстроенную у нас политику межэтнического и межконфессионального согласия и добрососедства, служащую примером для мира.

— В преддверии Съезда прошла специальная сессия Альянса цивилизаций ООН по защите религиозных объектов. Какое значение это имеет для человечества?

— Смысл кроется в переходе от деклараций к операционным форматам. Защита культовых сооружений — это не только охрана зданий, это предотвращение нападений на идентичность и достоинство верующих, а значит профилактика эскалаций. Специальная сессия позволяет синхронизировать государства, религиозные центры и силовые структуры: обмен рисками, стандарты безопасности, протоколы реагирования, международная солидарность в случае актов вандализма. Встраивание темы в большую повестку ООН делает ее частью глобальных обязательств, а не предметом локальной дискуссии. Потому что мы сталкиваемся с тревожной тенденцией: атаки на религиозные святыни становятся оружием в идеологических и военных конфликтах. Это не просто вандализм, это подрыв основ веры, идентичности, культуры целых народов. Президент Токаев справедливо отметил, что такие акты — это "удар по духовным основам человечества". С этим нельзя мириться.

— Президент также говорил о "кризисе цивилизаций". Что включает в себя это понятие, и какую роль в этом контексте может сыграть Казахстан?

— Диагноз "кризис цивилизаций" означает накопление конфликтов, взаимного недоверия и поляризации. На этом фоне Казахстан предлагает работающую альтернативу — культуру переговоров и институционализированный диалог. Как сказал глава государства: "Стираются границы между истиной и манипуляцией, между духовным и технократическим, между верой и фанатизмом". В этих условиях Казахстан способен стать посредником и миротворцем. У нас нет имперских амбиций, но есть репутация уравновешенного, ответственного государства. Наша география, культурный код и политическая воля позволяют выступать связующим звеном между Востоком и Западом, Севером и Югом. Не случайно съезды проходят именно в Астане — это символ нашего цивилизационного выбора: мира, диалога и уважения. Наша роль в этом плане быть честным модератором: давать площадку, где стороны слышат друг друга, и переводить согласованные подходы в документы, признаваемые международным сообществом. Когда итоговые заявления Съезда получают статус официальных документов ООН, это усиливает вес выработанных здесь норм — от свободы совести до ответственности за слово.

— Как Вы оцениваете подход Казахстана к созданию платформы религиозного диалога? Успешна ли эта модель в сравнении с другими?

— Наш опыт показывает, что решения и меморандумы, принятые на Съезде и промежуточных встречах, выполняют роль "моста" от деклараций к конкретным проектам. Уверен, эта тенденция сохранится, поскольку у площадки нет аналогов. В качестве примера можно привести меморандум о взаимопонимании между Лигой мусульманского мира и Международным центром межконфессионального диалога при Съезде, подписанный по итогам круглого стола в апреле 2025 года. Этот документ стал инструментом долгосрочной кооперации и распространения эффективных практик. Казахстан — инициатор и институциональная опора процесса. Благодаря системной работе страна стала одним из глобальных хабов межконфессионального диалога и "мягкой силы".

Участие в Съезде лидеров из 50 стран, представителей Ватикана, буддийских, христианских, иудейских, индуистских, синтоистских и других конфессий служат подтверждением успеха данного формата. Как справедливо отметил Президент: "Съезд стал подлинной международной институцией. Его голос звучит все увереннее на всех континентах".

Это означает, что наша модель востребована и легитимна. Мы не навязываем свой путь, но предлагаем конструктивный и работающий механизм диалога. И я уверен, что в современных условиях нарастающих противоречий Казахстан будет играть все более важную роль как миротворческая духовная держава. К тому же Съезд обсуждает не только традиционные темы, но и вызовы нового времени — цифровую среду, этику искусственного интеллекта, безопасность святынь. Если сравнивать с другими инициативами в мире, казахстанская модель выделяется равной дистанцией ко всем конфессиям, регулярностью диалога и тем, что на национальном уровне ей соответствует развитая инфраструктура общественного согласия. Именно поэтому она воспринимается как надежная и полезная. Главный итог — это подтверждение актуальности и востребованности диалога. Несмотря на сложности, несмотря на конфликты, лидеры мировых религий приехали в Казахстан, чтобы говорить друг с другом не языком оружия, а языком веры и уважения. Мы заложили фундамент новой десятилетней стратегии Съезда, где предусмотрены совместные инициативы по гуманитарной безопасности, противодействию религиозной нетерпимости, защите святынь, духовному просвещению. Будущее — за диалогом. А Казахстан уже сегодня неотъемлемая часть этого диалога, его инициатор и модератор. Это наша миссия, и мы с честью ее выполняем.

Читайте по теме:

Религиозные чувства человека в РК защищены – грузинский политолог

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться