banner

"Меня ничто не заставит вернуться": казахстанка Мария Имаева – о бизнесе, пандемии и жизни в Швейцарии

27207

Интервью с Марией Имаевой – казахстанской журналисткой, которая уже второй год вместе с семьей живет в Швейцарии, вышло удивительно теплым, рассудительным.

"Меня ничто не заставит вернуться": казахстанка Мария Имаева – о бизнесе, пандемии и жизни в Швейцарии

Однако красной линией на протяжении всего разговора проходит тяжело объяснимое чувство, определение которому только одно – "саднит где-то в районе груди". Саднит от осознания того, как много нужно сделать нам в Казахстане для наших граждан, бизнесменов, врачей, для жизни, которой где-то кто-то живет и благодарен своему правительству. А еще саднит от того, что даже там, проживая в правильных условиях, казахстанцы тоскуют по родине, но не хотят возвращаться. Мария Имаева рассказала корреспонденту Inbusiness.kz свою историю жизни в Швейцарии.

Мария, мы с Вами продолжаем серию интервью "Казахстанцы за рубежом". Вы сегодня живете в стране высокогорных Альп – в Швейцарии. Расскажите Вашу историю – как поменяли страну для проживания, как устраивались?

В Швейцарию я с детьми переехала полтора года назад по программе "Воссоединение семьи". Мой муж – гражданин Швейцарии, и мы приняли решение жить именно здесь. Более года мы потратили на оформление документов, очень долго ждали одобрения с швейцарской стороны, потому что эмигрировать в эту страну совсем не просто, каждый год ужесточаются правила выдачи виз и вида на жительство и уж тем более получение гражданства. Я, например, смогу получить швейцарский паспорт через пять-семь лет, притом что мой муж и дети уже граждане этой страны.

Насколько сильно жизнь в Казахстане и Швейцарии отличается? Что можете назвать первостепенным в этих различиях, что делает жизнь качественнее, интереснее, стабильнее?

Вообще, мы могли бы жить на Шри-Ланке, поскольку это родина моего мужа, или в Казахстане – родина моя и наших детей, но мы выбрали Швейцарию, так как муж живет здесь уже более 25 лет. Мы пожили вместе на Шри-Ланке, потом почти два года прожили вместе в Казахстане и в итоге переехали сюда. Конечно, здесь совершенно другая жизнь. Первое, что я ощутила по приезде сюда, – это безопасность. Это очень приятное ощущение – чувствовать себя безопасно в автобусе, где ты не прячешь подальше телефон и не держишь крепко сумку, чтобы вдруг ее не выхватили, тебе спокойно, тебе комфортно. Так же и на улице вечером, ты не оглядываешься постоянно, кто там идет за тобой, а вдруг нападет, а вдруг ограбит... Так же и дома, ни у кого нет железных, бронированных дверей, у всех простые деревянные, с одним замком. Да, кражи бывают, но редко. В Алматы же у меня постоянно было чувство страха, что залезут, ограбят, хотя и воровать-то особо нечего, просто слишком много было случаев среди соседей и знакомых, и потому этот страх очень прочно овладел мной. Здесь отпустило. И это так здорово – жить и не бояться. Не бояться ездить в общественном транспорте, оставлять квартиру на неделю без присмотра, поздно идти по улице. И переходить дорогу. Для меня это отдельная тема: здесь все ездят строго по правилам, 99% водителей пропускают на зебре пешеходов, редко, кто гоняет и уж тем более ездит на красный свет. Чувство безопасности – одно из главных, что делает человека счастливым и благодарным стране.

Согласна с Вами. А как Вы решаете сегодня вопрос с языковым барьером?

Что касается языкового барьера, то это главный пункт в интеграции и адаптации в новой стране. Мы живем во французской части Швейцарии, а есть еще немецкая и итальянская – это те регионы, которые граничат с Германией и Италией, соответственно, там говорят на немецком и итальянском. А есть еще и исконно швейцарский язык – романдский, на нем говорит коренное население, в основном люди, которые живут в горах. То есть швейцарцы с разных кантонов (так называются области страны) могут и не понимать друг друга. Английский тут не в обиходе, но в магазинах или ресторанах вас могут понять и обслужить. Мы с мужем разговариваем на английском, и потому французский я здесь учу с нуля. До приезда сюда в моем словарном запасе были лишь "бонжюр" и "се ля ви". (Смеется.) А еще "шерше ля фам". Все. Дается мне обучение нелегко, уже год я постоянно посещаю курсы и все никак свободно не заговорю. Зато моя дочь за полтора года настолько хорошо освоила язык, что многие и не верят, что французский не родной ей язык, у нее даже акцента нет. Она постоянно подтрунивает надо мной: "Мама, а ты точно ходишь в свою школу французского? А то как-то незаметно". Да, детям проще даются языки. Но уверена, что и я возьму этот барьер. С языком гораздо проще чувствовать в стране себя своей.

Очень важный для нашего ресурса вопрос – швейцарский бизнес. Вы, наверняка, наблюдали, чем занимаются местные предприниматели, какие ниши самые популярные, доходные? Насколько возможно приехавшим в страну открыть свое дело и успешно на нем зарабатывать?

Бизнес в Швейцарии? Тут снова вернусь к языку. Как только ты свободно овладеешь языком, перед тобой открываются все двери и в бизнес. На самом деле, насколько я правильно ориентируюсь уже и понимаю, здесь очень просто вести бизнес, но необходимое условие – соблюдать четко закон. Здесь, в принципе, нет такого понятия: дать этому взятку, позвонить тому, чтобы отменили проверку, "разрулить", "слить", "замять". Если ты хочешь быть предпринимателем, единственное правило – соблюдай все правила. Вот такая тавтология, но это действительно так. Вовремя плати налоги, вовремя оплачивай счета, соблюдай санитарные нормы, если это кафе или магазин. Кстати, очень много маленьких продуктовых магазинчиков, и они очень популярны. Особенно те, которые открывают эмигранты и продают в своих магазинах товар с родины. Всегда много клиентов в африканских, албанских, турецких магазинах. Еще здесь очень много салонов красоты и барбершопов. Очереди туда всегда. Хотя качество услуг оставляет желать лучшего. Конечно, и часто видишь, как закрываются какие-то бары или рестораны, бизнес не идет. Но здесь в то же время много специальных фондов по поддержке малого и среднего бизнеса, и они реально помогают предпринимателям, находят для них выгодные кредиты, всячески стараются оберегать начинающих бизнесменов. Но, как оно обстоит изнутри, я узнаю, только когда сама открою свой бизнес.

А как государство поддерживает предпринимателей? Как Вы сами оцениваете условия ведения бизнеса здесь, в Швейцарии?

Вообще, здесь очень мощная поддержка государства малому и среднему бизнесу. К примеру, когда во время карантина все кафе, рестораны, салоны красоты закрылись на два месяца (март, апрель), государство сразу выплатило всем заведениям пособия, все сотрудники получили свои сохраненные зарплаты, два месяца аренды списали за счет государства, в общем, из-за пандемии практически никто не обанкротился. Ну, насколько мне известно. По крайней мере, в новостях об этом постоянно говорили. Да, как и во всех странах, многие бизнесмены понесли серьезные убытки, но в Швейцарии на этот беспрецедентный случай было выдано несколько миллиардов швейцарских франков для поддержания экономики в стране.

Мария, Швейцария считается одной из самых дорогих стран мира, давайте посчитаем, какой доход должен быть у семьи из четырех-пяти членов, чтобы жить качественно (жилье, питание, образование, здравоохранение и так далее)?

Да, Швейцария действительно очень дорогая страна. И это первое, что мне бросилось в глаза по приезде. Я постоянно переводила стоимость продуктов в тенге и не переставала возмущаться. А потом, наконец, приняла, что сравнивать неуместно, уровень доходов здесь абсолютно другой. Здесь минимальная зарплата 4000 франков (швейцарский франк равен доллару). Это, так сказать, прожиточный минимум. Давайте посчитаем: в среднем аренда небольшой трехкомнатной квартиры обходится в 2000 франков, плюс оплата коммунальных услуг – 200 франков. Обязательная минимальная медицинская страховка ежемесячно на одного взрослого – 500 франков, на ребенка – от 300. Плюс счета за Интернет и телефон, в среднем на одного человека 100 франков. Ежемесячный абонемент на общественный транспорт – 75 франков. Если есть автомобиль, расходы увеличиваются минимум на 500 франков в месяц: страховка, парковка, бензин. Каждый поход в магазин за продуктами – это минимум 100 франков. При этом в корзине будут молоко, хлеб, грамм 700 мяса, пачка сосисок, килограмма три овощей, столько же фруктов, вот, в общем-то, и все. Только килограмм говядины здесь стоит от 30 франков. Так что в среднем семье из четырех человек – мама, папа, двое детей – нужно в месяц семь-восемь тысяч швейцарских франков. Это чтобы еще можно было попутешествовать по стране, водить одного ребенка на танцы, другого – на плавание, ну и самим в тренажерный зал наведываться. То есть это будет жизнь без особых изысков. Потому многие из Франции, Италии, Германии каждое утро приезжают работать в Швейцарию и каждый вечер возвращаются к себе в страну, там на швейцарскую зарплату можно жить припеваючи.

Отличный расклад, спасибо. Давайте поговорим о том, как проходит Ваш карантин? Что было особенного в изоляции в Швейцарии?

Это был очень показательный момент для страны. Во-первых, изначально здесь такая политика, здесь никто никому ничего не вправе запрещать. Государство может рекомендовать оставаться дома, но указывать и тем более в обязательном порядке всех закрывать здесь не будут. 13 марта по всем СМИ объявили, что в связи с пандемией коронавируса приостанавливают свою работу школы, торговые центры, кафе, рестораны, парикмахерские, кинотеатры. И всех граждан правительство просит по возможности оставаться дома. Сто раз было подчеркнуто: мы не приказываем вам, мы вас просим ради вашей же безопасности. Народ здесь сознательный, и без надобности никто даже на улицу не выходил. Мы с детьми, например, выходили на 15 минут подышать воздухом возле подъезда, потому что у нас в квартире нет балкона. В магазин ходили по острой необходимости по очереди с мужем. Кстати, очень много благотворительных организаций, их активисты возят людям продукты домой. Всюду были указаны телефоны, ты мог позвонить, сказать, что нужна еда, и вам еженедельно будут доставлять продовольствие бесконтактной доставкой. В мае, когда объявили, что Швейцария вышла из зоны риска, и открылись все общественные заведения, и в первую очередь школы, жизнь очень быстро вернулась в прежнее русло. Но сейчас у нас ввели обязательный масочный режим в общественном транспорте и магазинах. При этом каждый раз подчеркивают: мы рекомендуем, давайте будем ответственными вместе. Абсолютно все в автобусах и супермаркетах в масках, нет ни единого человека, кто бы игнорировал это.

Вы, наверняка, следите за событиями в Казахстане, очень много вопросов к министерству здравоохранения. Расскажите, как правительство Вашей страны обеспечивало здоровье нации в период пандемии?

Да, я пристально слежу за ситуацией с COVID-19 в Казахстане, поскольку в Алматы живут мои родители, сестры, племянники. И я очень переживаю за своих родных, все, что доходит до меня из социальных сетей и ленты новостей, меня вводит в страх. И я представляю, какие депрессивные настроения сейчас у людей, которые сами там живут. Обвинять кого-то сейчас бесполезно, найти действенный метод борьбы с этим хаосом – вот, что важно. Я считаю, это не только вина министерства здравоохранения, это провал всего правительства, которое не срегировало вовремя и четко. Но опять же не винить сейчас надо, нужно надеяться, что государство вернет контроль над ситуацией, люди перестанут умирать и болеть. Об этом нужно сейчас молиться.

Мария, сумели ли Вы наладить связь с другими казахстанцами, проживающими в Швейцарии? Как живется им сегодня?

Честно говоря, я не знаю никого из соотечественников лично, кто живет в Швейцарии. У меня была здесь подруга-алматинка, наши дети учились в одной школе в Лозанне, но они с мужем и детьми вернулись в Казахстан, поскольку у мужа закончился контракт на работе здесь. Больше с казахстанцами я не пересекалась, а дружба с русскоговорящими из стран СНГ как-то не завязывается. Люди, переехавшие сюда, очень сильно меняются, и нет в них прежней открытости, дружелюбия, что свойственно нашим.

То, о чем Вы пишете в социальных сетях сегодня, красноречиво говорит о Вашей тоске по Казахстану, по родным и друзьям. Что может Вас заставить вернуться?

Да, я очень тоскую по своим родным. Мне ужасно не хватает рядом моей большой семьи: мамы, папы, сестер, всех родных. Опять же друзей настоящих, преданных, любимых у меня здесь нет. Скучаю страшно по нашим семейным встречам. Здесь у меня только мой муж и мои дети, а я привыкла к большому кругу общения. Но человек ко всему привыкает, вот и я уже меньше плачу и рвусь в Алматы. Первые месяцы здесь каждую неделю чемоданы собирала домой, сейчас уже нет. Хотели приехать летом погостить, но границы в Казахстане закрыты, и, когда откроют, неизвестно. Да, и рисковать не хочется. Поэтому встреча с любимыми людьми переносится на неопределенный срок. Но мы умеем ждать. И любить. Даже на расстоянии. Что меня может заставить вернуться на родину? Наверное, ничего. Уж лучше вы к нам. Мечтаю, чтобы мои родные были рядом. Здесь. Вот тогда я буду действительно счастлива в одной из самых благополучных стран мира.

Спасибо за интересную беседу, Мария. Успехов Вам и благополучия!

Мадина Ерик


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться