Мясной союз предлагает создать "живые" инвестфонды

6611

Финансировать рост экспортного потенциала животноводства за счет иностранных инвесторов предложили по-новому.

Мясной союз предлагает создать "живые" инвестфонды

В ходе панельной "сельскохозяйственной" сессии заседания казахстанско-китайского делового совета глава Мясного союза страны Максут Бактибаев обратил внимание на один из перекосов в сельском хозяйстве страны: при наличии 180 миллионов гектаров пастбищ (пятое место в мире по территории потенциального "откорма") Казахстан занимает всего лишь 42-е место по поголовью скота.

"Мы имеем возможность как минимум утроить текущее поголовье крупного рогатого скота, у нас имеется около семи миллионов тонн зерна, которое мы экспортируем ежегодно, это профицит, который мог бы быть сконвертирован в высококачественную говядину, также мы имеем крупные рынки рядом и большую господдержку", – заявил Максут Бактибаев.

Как произвести эту самую "конвертацию" потенциала в реальные возможности? В Мясном союзе убеждены, что этого следует добиваться через заключение долгосрочных контрактов на поставку высококачественного мяса на стабильной основе, строительства вскладчину предприятиями отрасли в долгосрочной перспективе одного большого общего мясокомбината поближе к границе Китая, чтобы обеспечить поставку свежеохлажденной говядины на рынок КНР. И главное, создание "инвестфондов с живым скотом".

"Эта опция интересна для тех инвесторов и для тех стран, которые не хотят сами непосредственно заниматься фермерством и сельским хозяйством, но хотят обеспечивать размещение своих средств в этой отрасли и стабильно получать мясо для своих нужд", – считает Максут Бактибаев.

По его словам, привлечение иностранных инвесторов к таким вложениям возможно в том случае, если государство возьмет на себя вопрос страхования закупленного на деньги инвестора скота – за счет распыляемых ныне в отрасли животноводства субсидий.

"Сейчас мы отрабатываем с министерством сельского хозяйства этот вопрос", – подчеркнул глава Мясного союза. В итоге схема "живых" инвестфондов будет выглядеть так. На средства инвестора (компании или страны) приобретается высокопородистый скот, который завозится в Казахстан. Далее он распространяется через членов Мясного союза в виде товарных кредитов среди мелких фермеров, но в объеме не более 30-50% от их текущей мощности, чтобы избежать болезни роста производства.

"Примерный срок таких кредитов мы рассчитали – это восемь лет и льготный период полтора года, – продолжил Максут Бактибаев. – Теперь платежи. Если мы дали 30 коров, то за восемь лет фермер должен вернуть 30 телок – это выплата основного долга. И проценты фермер выплачивает бычками в возрасте 8-10 месяцев. Мы подсчитали, что нагрузка примерная на фермера при этом – 14% годовых, но для него это более выгодно: он не связывается с залоговым обеспечением, с бумажной волокитой. И, более того, получает гарантированный сбыт своей продукции", – добавил он. Далее бычки, возвращенные в виде процентов, пойдут на крупные откормплощадки, где доводятся до товарной кондиции.

"Мы подсчитали, что 20000 голов, которые мы завезли, будут обеспечивать 2000 тонн говядины ежегодно. Соответственно, инвестировав 20 миллионов долларов, мы ежегодно получаем продукции на 10 миллионов долларов, которая идет в распоряжение инвестора, – утверждает глава Мясного союза страны. – Это может быть интересно инвестиционным фондам, это может быть интересно странам, в которых есть постоянный дефицит в мясе и которые не могут восполнить, потому что у них нет своих ресурсов. Китай, Саудовская Аравия, Эмираты – тем, у кого нет своих пастбищ, но есть излишние средства", – уточняет он.

В свою очередь, председатель Ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции Казахстана Бауыржан Бакшилов, не давая оценки предлагаемой Мясным союзом схемы инвестфондов, выразил солидарность с тем, что поголовье скота в стране необходимо наращивать, поскольку казахстанское мясо конкурентоспособно в том же Китае и сейчас.

"Вот перспективы экспорта баранины в Китай: в последние два года импорт баранины, по официальным данным, составляет порядка 220 тысяч тонн, но мы понимаем, что эта цифра намного выше, – сказал глава ассоциации. – Казахстан на сегодня очень конкурентоспособен на данном рынке, текущая цена у нас 4,15 доллара за килограмм, но мы понимаем, что цена высокая, потому что у нас сейчас не сезон, буквально через месяц данная цена упадет на 0,8-1 доллар, в то время как в Китае стоимость килограмма составляет порядка 5,6 доллара".

Та же картина, по словам председателя Ассоциации экспортеров сельхозпродукции республики, наблюдается и в вопросе экспортного потенциала мяса говядины. "Хотелось бы отметить, что в Китае очень большие потребности в говядине, за прошлый год импорт увеличился на 200 тысяч тонн и составил 825 тысяч тонн в 2016 году, – сказал Бауыржан Бакшилов. – Но это официальные данные, мы понимаем, что это в разы выше, как минимум в два-три раза. Казахстан не может покрыть даже десятую долю, но мы к этому и не стремимся, мы будем покрывать спрос только до тех границ сухопутных, где стоимость логистики будет очень выгодной для нас, это территория порядка 500 миллионов жителей. И цена очень интересна для Казахстана, она отличается где-то на три доллара, это я беру оптовые цены: цена в Казахстане сейчас составляет 4,2 доллара, а в Китае – 7,2 доллара, это цены на охлажденную говядину", – уточнил он.

Также Ассоциация экспортеров сельскохозяйственной продукции Казахстана проанализировала рынок кормовых культур. По ее сведениям, в Китае в последние 10 лет увеличилось поголовье молочных коров с трех миллионов до 14 миллионов – и это поголовье является одним из основных потребителей сена. Ежегодная потребность в котором, с учетом остальных животных, составляет более 22 миллионов тонн в год.

"Китай своими силами может себе позволить собирать порядка 21 миллиона тонн сена, но в силу определенных причин они не собирают: нет господдержки, некоторые пахотные угодья у них приходят в упадок, потому что используются химикаты. Поэтому у них повышается импорт кормовых, и Казахстан имеет большой экспортный потенциал по кормовым культурам. Но туда надо отправлять термически обработанную продукцию – власти не дают экспортировать кормовые в том виде, в каком они растут", – заключил Бауржан Бакшилов.

Игорь Воротной

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться