В режиме телемоста в церемонии открытия участие принял президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев. Промышленное событие вызвало положительные отзывы в экспертном сообществе, передает inbusiness.kz.
Открытие автозавода Kia в Костанае стало маркером перемен в казахстанской промышленной политике, отмечает директор центра аналитических исследований "Евразийский мониторинг" Алибек Тажибаев. Если раньше индустриальные проекты держались на господдержке и квазигосструктурах, то теперь ключевым источником развития становятся прямые иностранные инвестиции. Этот параметр неслучайно включили в рейтинг оценки эффективности акимов.
Из общего объёма инвестиций, а это 131,5 млрд тенге, почти 90% вложила сама Kia Corporation. Государство взяло на себя только инфраструктуру: дороги, инженерные сети и подъездные пути. Это редкий случай, когда инвестор берет на себя основное финансовое и технологическое бремя, не перекладывая риски на бюджет.
"Речь идет не о расширении сборки, а о передаче технологий, инженерных компетенций и корпоративных стандартов. Впервые Костанай получил частное вложение такого масштаба в несырьевой сектор. Появление завода мирового масштаба означает, что Казахстан воспринимается как предсказуемая юрисдикция с понятными правилами игры", – подчеркнул Алибек Тажибаев.
За Kia уже пришел первый поставщик автокомпонентов – южнокорейская Seoyon E-Hwa с инвестициями 27 млн долларов и 800 рабочими местами. Здесь простая рыночная логика. Один якорный проект снижает барьеры входа для других и запускает смежные цепочки. В экономике это называют эффектом доверия капитала.
По словам эксперта, завод в Костанае – это экзамен, как для областной, так и для республиканской власти. Сейчас Казахстан буквально вгрызается за каждый доллар инвестиций. Ведь по итогам 2024 года в стране зафиксирован отток прямых иностранных инвестиций впервые с 1992 года. В докладе ООН о мировых инвестициях за 2025 год по торговле и развитию отмечалось, что наша республика стала последней в рейтинге привлекательности для инвесторов среди стран Центральной Азии. Очевидно, для Казахстана открытие завода под брендом Kia – это не только производственный, но и имиджевый прорыв.
"По расчетам экспертов, каждое рабочее место на автозаводе косвенно создает до пяти-шести дополнительных рабочих мест в логистике, сервисной сфере, инфраструктуре. Это не просто линейное расширение, а большой шаг к формированию полноценного промышленного кластера, где малый и средний бизнес получит реальную возможность для стабильного развития. Такой комплексный подход к организации производства усилит индустриальный потенциал не только Костанайской области, но и всей нашей страны", – в свою очередь заметил глава государства.
С промышленной точки зрения завод задает новый стандарт локализации – производство полного цикла, от мелкоузловой сборки до сварки и окраски кузова. В долгосрочной перспективе это может стать началом формирования сети отечественных поставщиков, способных работать по международным стандартам. Следующий шаг – это экспорт наших автокомпонентов.
Не менее важно, что Kia инвестирует и в людей. Создается корпоративный учебный центр совместно с университетами Казахстана и Южной Кореи. Это путь к замещению "импортных" компетенций местными.
Заявленная мощность – 70 тыс. автомобилей в год. Рынки сбыта – ЦА и ЕАЭС.
На этом этапе главный результат проекта не в цифрах, а в смене логики: иностранный капитал пришел не ради субсидий, а ради рынка и партнерства. И, если этот кейс окажется устойчивым, он может стать моделью того, как Казахстан выстраивает новую, взрослую экономику.