Почему не происходит существенного снижения базовой ставки, рассказал глава Нацбанка РК

4920

Финрегулятор продолжит следовать принципам инфляционного таргетирования.

Почему не происходит существенного снижения базовой ставки, рассказал глава Нацбанка РК Фото: freepik

Чем может обернуться для Казахстана резкое снижение базовой ставки, пояснили в ответ на запрос мажилисменов председатель Национального банка Тимур Сулейменов и премьер-министр Алихан Смаилов, сообщает корреспондент inbusiness.kz.

Чтобы инфляция не "съела"

Как отметил в своем ответе Тимур Сулейменов, основной целью Национального банка является обеспечение ценовой стабильности в стране. Это подразумевает использование инструментов денежно-кредитной политики для снижения и стабилизации инфляции в пределах установленной цели – вблизи 5% среднесрочно. Инструменты денежно-кредитной политики тесно связаны с базовой ставкой. Она устанавливается на уровне, позволяющем достичь цели по инфляции. Помимо прямого влияния на бизнес-климат, проблема инфляции касается широких слоев населения и борьба с ней важна для сохранения покупательской способности национальной валюты, трудовых доходов и сбережений рядовых граждан.

"Регулируя базовую ставку, мы боремся с инфляцией, что дает первые результаты. Однако, как показывает мировой опыт, цена денег не может быть ниже инфляции, то есть ни один банк не будет кредитовать, зная, что его процентные доходы будут "съедены" инфляцией. Без соответствующих предпосылок, снижения и закрепления инфляции невозможно снижение ставки по кредитам", – пояснил глава Нацбанка.

По его мнению, опыт развитых стран, где ставки на порядок отличаются от ставок в развивающихся странах, показывает необходимость первоначального достижения устойчиво низкой инфляции на долгосрочной основе. Предварительные результаты борьбы с инфляцией позволили сделать первый шаг, снизить базовую ставку в августе на 25 б.п.

"Однако преждевременное и необоснованное снижение ставки только усложнит задачу стабилизации роста цен. В данном случае примечателен опыт Турции, он наглядно показал, где неосторожное и агрессивное снижение ставки в погоне за быстрым ростом экономической активности привело к обратному результату и проблемам с инфляцией, обменным курсом, платежным балансом и доверием к проводимой экономической политике со стороны инвесторов, населения и бизнеса", – отметил Сулейменов.

В подтверждение своих слов он привел такие цифры: инфляция в Турции достигла 24-летнего максимума в 2022 году, составив более 80% (август 2023 года – 58,9%), с 2019 года турецкая лира обесценилась в 5 раз, долларизация выросла до 64%, реальные доходы снизились на 56% в 2022 году, и вырос уровень бедности до 14% в 2022 году. В результате макроэкономического дисбаланса были снижены суверенные рейтинги до спекулятивного уровня. В итоге Центральный банк Турции повысил ключевую ставку четвертый раз подряд с июня текущего года до 30% (на 50 б.п. 21 сентября 2023 года). По всей вероятности, цикл повышения ключевой ставки в Турции еще не завершился. На данный момент годовая инфляция, несмотря на постепенное снижение, все еще находится на высоком уровне (11,8% в годовом выражении в сентябре 2023 года), значительно превышая установленную цель.

К чему приведет резкое снижение?

В то же время, по мнению главы Нацбанка, основной вклад в инфляцию Казахстана продолжает вносить удорожание продовольственных товаров. Тем не менее их вклад уменьшается наряду с увеличением вклада непродовольственных товаров и услуг на фоне постепенного роста тарифов на регулируемые коммунальные услуги и подорожания горюче-смазочных материалов. Помимо годовой инфляции, которая накапливает ценовые всплески в течение последних 12 месяцев, важно учитывать динамику месячной инфляции, которая демонстрирует текущие инфляционные процессы.

"Так, месячная инфляция все еще превышает среднеисторические значения в 2 раза (0,6% в сентябре т. г.). Анализ текущей и перспективной ситуации во внешнем и внутреннем секторах экономики демонстрирует, что инфляция в среднесрочном периоде будет приближаться к таргету вблизи 5% (в 2023 году – 10-12%, в 2024 году – 7,5-9,5%, в 2025 году – 5,5-7,5%). Учитывая текущую и ожидаемую динамику инфляции, Национальный банк снизил базовую ставку до 16,5% в августе текущего года. При дальнейшем сохранении тенденции замедления инфляции, особенно ее устойчивой части, Национальный банк продолжит плавно снижать базовую ставку, проявляя осмотрительность в ближайших решениях", – пояснил Сулейменов.

По мнению спикера, в настоящее время сохраняются проинфляционное риски, среди которых следует выделить расширяющееся фискальное стимулирование, устойчивый внутренний спрос, потребительское кредитование, высокие и нестабильные инфляционные ожидания. Необоснованно сильное снижение базовой ставки без соответствующих предпосылок влечет негативные последствия с учетом текущих инфляционных процессов. Как следствие, понизятся ставки по депозитам, увеличивая риски оттока вкладов из системы и сужая ресурсную базу банковской системы. Это возобновит процесс долларизации и приведет к существенному ослаблению обменного курса тенге. В итоге инфляционный фон будет ухудшаться, что приведет к снижению реальных доходов населения и тенгового кредитования предприятий, усилению социальной напряженности и потребует дальнейшего наращивания расходов бюджета для поддержания благосостояния населения, в том числе на социальный блок и заработные платы.

"В последующем для стабилизации инфляционных процессов потребуется еще более сильное ужесточение денежно-кредитных условий. На формирование рыночных ставок по кредитам влияет, помимо базовой ставки, множество факторов. Среди внутренних, присущих самому банку, следует выделить кредитный риск, который оценивается банками и зависит от платежеспособности заемщиков, объемов и сроков кредитования, спроса на кредиты и характер их обеспечения, нормы прибыли (маржинальности), издержек на покрытие рисков и операционных расходов. Среди внешних факторов: последовательность денежно-кредитной политики, доверие к макроэкономической политике, а также ожидания рыночных участников", – добавил глава Нацбанка.

Кроме того, Сулейменов указал, что устойчивый, естественный рост кредитования и улучшение доступа к заемным средствам должны идти рука об руку с другими мерами, которые улучшают деловую среду и предоставляют возможности для расширения бизнеса. Важно решение системных проблем, формирующих кредитный риск, направленное на повышение прозрачности структуры компаний и качества корпоративного управления, разрешение несостоятельности и неплатежеспособности компаний, повышая эффективность процедур банкротства, улучшение условий ведения бизнеса через институциональные меры, снижение участия государства в экономике, а также повышение фискальной дисциплины.

А для поддержки субъектов предпринимательства в приоритетных отраслях экономики председатель Нацбанка предложил правительству расширить программы субсидирования с повышением эффективности и адресности реализуемых мер государственной поддержки.

Плавная и осмотрительная политика

В своем ответе на депутатский запрос премьер-министр Алихан Смаилов сообщил, что в условиях существенного ускорения инфляции с середины 2021 года Нацбанком проводится дезинфляционная денежно-кредитная политика в соответствии с принципами инфляционного таргетирования. Принятые НБ решения в условиях преобладания проинфляционных факторов являются обоснованными, как с точки зрения экономической теории, так и на основе многолетнего международного опыта.

"Годовая инфляция в текущем году достигла своего пика в феврале (21,3%) и идет к снижению. В августе 2023 года инфляция в годовом выражении составила 13,1%. В свою очередь, по прогнозным данным НБ, годовая инфляция ожидается в пределах 10-12% в 2023 году. При дальнейшем устойчивом замедлении инфляции НБ продолжит политику по плавному и осмотрительному снижению базовой ставки. Для обеспечения вхождения инфляции в установленный целевой коридор НБ продолжит следовать принципам инфляционного таргетирования в рамках реализации соглашения между правительством, НБ и агентством о координации мер макроэкономической политики на 2023-2025 годы", – пояснил Смаилов.

Ранее сообщалось, что в начале октября Нацбанк Казахстана объяснил снижение базовой ставки до 16%. Смягчение денежно-кредитной политики до конца года будет рассматриваться при условии замедления годовой инфляции ниже 10%. В сентябре депутаты предложили утвердить единый типовой банковский договор займа для МСБ и снизить базовую ставку.

Изображение от Freepik

Читайте по теме:

Доходы казахстанцев выросли на 20,2%, но большую часть съела инфляция

Telegram
Ежедневно в 8 утра в нашем Telegram-канале Узнавайте курсы валют первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться