banner

Почему отечественные перевозки под угрозой и чем мешает утильсбор

12797

На площадке НПП "Атамекен" обсудили эти вопросы.

Почему отечественные перевозки под угрозой и чем мешает утильсбор Фото: atameken.kz

Напряженная ситуация возникла в части обеспечения отечественных перевозчиков иностранными бланками разрешений в (из) третьих стран – Азербайджана, России, Узбекистана, а также китайских разрешений вида "С".

Согласно паритетному обмену, все имеющиеся иностранные бланки разрешений выданы отечественным перевозчикам территориальными органами Комитета транспорта МИИР РК и должны быть возвращены в территориальный орган в течение одного месяца после завершения поездки. Однако на практике недобросовестные перевозчики, получив на руки бланки, не используют их для осуществления перевозок и тем самым создают искусственный дефицит бланков на рынке. Добросовестные предприниматели находятся под угрозой безработицы.

"Треть перевозчиков осталась без работы – это вызвано отсутствием в комитете ряда иностранных разрешений. Сегодня у перевозчиков имеются договоры, но из-за отсутствия разрешений часть из них срывается. Машины простаивают, компании не могут запланировать работу на год. Например, не хватает разрешений на Россию, дополнительные разрешения выдавать отказываются, мотивируя большим числом невозвращенных. Мы же не можем сейчас использовать даже возвращенные, но неиспользованные разрешения, так как в них уже вписаны юридические адреса компаний. В России действует практика использования возвращенного, но неиспользованного разрешения. Необходимо лишь заверить печатью ответственного органа (Комитета транспорта МИИР РК. – Прим. автора) новое юрлицо", – сказал директор транспортной компании, ТОО NAVIS, Алексей Исаков.

Предприниматели предложили встретиться с компетентными органами Российской Федерации для дополнительного обмена бланками на 2019 год. В перспективе бизнес предлагает рассмотреть поквартальное распределение, ужесточение и контроль выдачи бланков разрешений, что поможет решить проблему с перепродажей разрешений.

Заместитель директора департамента логистики и перевозок НПП РК "Атамекен" Мурат Амрин заметил, что увеличение текущей квоты бланков имеет риски для казахстанских перевозчиков.

"Необходимо подойти к этому вопросу с анализом. Так как имеется риск снижения доли участия казахстанских перевозчиков на международном рынке транспортных услуг из-за увеличения бланков разрешений российским перевозчикам", – ответил Мурат Амрин.

Также предприниматели выступили с предложением ввести понижающий коэффициент по принципу: больше арендованных автомобилей – меньше карточек.

"К сожалению, существует практика, когда транспортная компания, не имеющая ни одной машины, допускается к международным перевозкам. Компания просто включает в подвижной состав арендованные автомобили, которые реально не участвуют в перевозках, также возможны фиктивные договоры. Однако перевозчик получает большое количество дефицитных узбекских и российских разрешений и реализует их. Зайдите в Интернет, все перевозчики знают, где эти разрешения продают", – добавил Алексей Исаков.

В свою очередь заместитель председателя Комитета транспорта МИИР РК Данияр Коспабаев заверил, что комитет проводит анализ по распределению бланков среди перевозчиков, в том числе с арендованными автомобилями. По словам специалиста, в ближайшее время будет внедрена программа по выдаче разрешений.

"В ближайшее время планируется запустить пилотный проект по распределению в электронном виде иностранных бланков разрешений Китайской Народной Республики, аналогично проводим "пилот" по польским разрешениям, тем самым ликвидируем бумажный документ, который минимизирует коррупционную составляющую и исключит недобросовестную конкуренцию среди перевозчиков", – отметил Данияр Коспабаев.

Еще одна проблема отечественных перевозчиков – это необходимость снижения коэффициента утилизационного сбора до 11 для транспортных средств (седельные тягачи) категорий N1, N2, N3 с полной массой от 12 тонн до 20 тонн и бортовых транспортных средств грузоподъемностью от 20 тонн до 50 тонн. Об этом в ходе совещания рассказал генеральный директор ТОО A.T.Logistics Павел Телицын. Выступающий отметил, что высокие ставки утилизационного сбора сдерживают процесс обновления парка.

"Размер утилизационного сбора для этих категорий транспортных средств определяется применением коэффициента к базовой ставке утилизационного сбора 21 и 41 соответственно. Все это самым негативным образом сказывается на возможности пополнения парка и снижает эффективность, конкурентоспособность отечественных перевозчиков. Стоимость нового грузовика очень высока, и поэтому мы приобретаем автомобили со сроком службы от трех лет и выше. Государство должно оказать такую поддержку, чтобы мы могли возить грузы, тем самым обеспечивать экономику страны необходимыми товарами. В противном случае у нас будут ездить российские, белорусские и другие операторы, поступления налогов не будет, они будут направлены в бюджет другой страны" – сказал Павел Телицын.

Вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Анар Макашева акцентировала: вопрос ввода утильсбора обсуждался в течение двух лет.

"После долгого согласования были внесены изменения в приказ, по пожеланию КазАТО снизжен коэффициент с 17 до 11 для седельных тягачей с полной массой от 20 тонн до 50 тонн. Все процедуры по утверждению и согласованию были соблюдены. Вместе с тем есть ряд вопросов и по другим позициям, озвученных перевозчиками", – добавила Анар Макашева.

Президент КазАТО Махсат Сактаганов отметил, что ассоциация не дала согласия на внесение изменений, и данные правила необходимо пересмотреть с учетом позиции перевозчиков.

Резюмируя, участники совещания договорились провести анализ по вопросам развития международных перевозок, создать рабочую группу с включением в нее представителей транспортных компаний и повторно собраться на площадке "Атамекена".

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться