Противостояние за кожмех в Семее продолжается

14455

Что кроется за "страстями" по кожмеху?

Противостояние за  кожмех в Семее продолжается

Руководство ТОО "Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат" намерено обжаловать решения судов о признании предприятия банкротом. Напомним, последнее постановление было вынесено в ноябре 2019 года. Апелляционная инстанция оставила  решение специализированного межрайонного экономического суда ВКО о банкротстве по иску Управления государственных доходов  без изменений. Из решения суда следовало, что комбинат задолжал свыше 5,37 млрд тенге кредиторам, в том числе 4,55 млрд тенге АО "Инвестиционный фонд Казахстана", также более 65 млн тенге – в бюджет.

Представители ТОО настаивают на том, что до банкротства предприятие довели умышленно некоторые чиновники. Руководство предприятия заявило, что в итоге без работы могут остаться порядка 200 работников комбината; за бесценок будет распродано дорогущее оборудование, и даже предрекли экологические проблемы, так как предприятию принадлежат 25 километров очистных сооружений. На стороне предприятия выступила Палата предпринимателей ВКО.

В начале декабря 2019 года  глава города Ермак Салимов встретился с руководством и коллективом предприятия. Он отметил, что у руководства комбината есть возможность обжаловать решение суда, но "такие дела не решаются за один день", и предприятие должно продолжить работу. Он также поспешил сообщить, что "недопонимание между руководством комбината и Инвестиционным фондом Казахстана разрешилось". Добавив, что работа кожмеха в ближайшее время возобновится.

"Страсти" не остыли

Однако единственный учредитель и руководитель ТОО "СКМК"  Жумагазы Рахимгалиев не столь оптимистичен, как градоначальник. На сегодня и кожмех комбинат, и смежное предприятие – Семипалатинская обувная фабрика – простаивают, говорит он.

"Завтра  комбинат посетят депутаты парламента. Мы подали кассацию, но нашу жалобу никак не рассматривают. В банке  [развития Казахстана] говорят, возьмите у нас в аренду и работайте. Мы, мол, не будем вам мешать, но мы не согласны", – рассказывает inbusiness.kz генеральный директор ТОО "СКМК" Жумагазы Рахимгалиев.

Как заверяет глава предприятия, фактически кожкомбинат имеет имущество на 50 млн долларов, это более 16 млрд тенге, что  исключает его несостоятельность. Но на суде, по его словам, им не дали возможности предъявить тому доказательства. Кстати, в суде озвучивалась совсем другая сумма залогового имущества – почти 2 млрд тенге.

"В течение пяти лет мы могли бы рассчитаться с долгами, если бы нам не мешали. Мы просили реабилитацию трижды, и нам дважды отказывали, а один раз оставили заявление без рассмотрения", – говорит предприниматель.

Он говорит, что намерен добиваться пересмотра судебных актов в кассационной инстанции Верховного суда РК, так как в последней инстанции не проведена достаточная проверка и не учтены все обстоятельства.

"Неплатежеспособность образовалась по вине управления госдоходов и АО "Инвестиционный фонд Казахстана", которые закрыли наши счета в банке, то есть фактически запретили открыто работать. В 2017 г. было подписано мировое соглашение, утвержденное судом, однако АО "ИФК" его не исполнило и не открыло счета, что позволило бы предприятию рассчитаться с налоговыми органами. В 2017 г. предприятие перечислило в фонд 35 млн тенге в погашение долга. Но оплата произведена через предприятие, с которым мы работали по договору давальческой переработки сырья. К нам поступало сырье от заказчика, который оплачивал коммунальные расходы, закупал сырье и химические компоненты, оплачивал заработную плату нашим работникам. В функции фонда входит разрешение проблемных кредитов путем привлечения инвесторов на предприятия, которые ранее получали кредиты в БРК, дать им возможность восстановить свою деятельность и выплатить долги. Свои функции фонд не выполнил, не привлек инвесторов, а наших инвесторов не принял, отказавшись от заключения договора. Вся его задача заключалась в проведении функций коллектора, что противоречит уставу фонда", – недоумевает  генеральный директор ТОО "СКМК" Жумагазы Рахимгалиев.

Как заявил предприниматель, ему известно немало фактов подобных "неуставных отношений", в результате чего предприятия попросту загнулись.

"Сколько предприятий разрушено по вине АО "ИФК" – "Меланж", комбинат шелковых тканей, завод металлоконструкций и еще десятки предприятий. Но правительство и суды закрывают глаза на незаконные действия фонда… В УВД г. Шымкента по заявлению АО "Меланж" в отношении мошеннических действий фонда возбуждено уголовное дело и назначена экспертиза. Передача имущества нашего предприятия, в три раза стоимость которого превышает требование фонда, незаконна, так как у нас имеются и другие кредиторы. Фонд считает, что у него есть преимущество, так как наше имущество у него в залоге, но это не так. По договору цессии от 26.08.13 г. АО "Банк развития Казахстана" передало АО "Инвестиционный фонд Казахстана" только 2.3 млрд тенге, имущество принадлежит предприятию, а сами залоги утратили силу, так как до августа 2016 года не были заключены договоры перезалога, как это предусмотрено гражданским законодательством", – добавляет он.

Банкротство предприятия, уверен он, однозначно приведет к разрушению кожевенного производства. К слову, торги, проведенные в январе 2019 года, не состоялись по причине отсутствия потенциальных покупателей.

Как все начиналось

В 2008 году по программе развития города Семея для реконструкции и модернизации предприятия была открыта кредитная линия на льготных условиях. 

В декабре 2011 года в ходе общенационального телемоста президентом РК Нурсултаном Назарбаевым комбинат по производству кожевенно-меховой продукции в Семее мощностью 125 тыс. кв. м в год был торжественно запущен. Проект главе государства презентовали экс-аким ВКО Бердыбек Сапарбаев и гендиректор комбината Жумагазы Рахимгалиев.

Тогда этот завод был представлен как один из проектов, реализуемых в рамках госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития. Инновационный проект включал в себя центр по переработке шкур, изготовление одежды и обуви, товарной кожи. Выйти на полную мощность должны были  в 2014 году после завершения модернизации овчинно-шубного швейного производства и обувной фабрики.

Планировалось, что комбинат станет самым мощным и современным кожевенным предприятием Казахстана и одним из ведущих переработчиков кожевенного сырья в странах СНГ. И будет снабжать продукцией не только отечественный рынок, но и зарубежные страны. В частности, силовые структуры и национальные компании Италии, Китая и России.

В этом же 2011 году, говорит Жумагазы Рахимгалиев, расчетный счет предприятия арестовали. Тем не менее, предприятие продолжало работать и выживало за счет давальческого сырья. 

"40% только профинансировал Банк развития Казахстана. 1,4 млрд тенге недофинансировали, мотивировав это необходимостью увеличить залоговое имущество. Кроме того, бесконечные проверки начались, финполиция, прокуратура  и так далее. Ничего не нашли. Англичане хотели инвестировать – не подпустили, сказали, они террористы. Через три дня они готовы были первые инвестиции вложить, 6 млн долларов", – вспоминает  руководитель ТОО "СКМК" Жумагазы Рахимгалиев.

В итоге, говорит он, ему пришлось заложить практически все его имущество, включая дом. В 2013 году право требования долга передали в Инвестиционный фонд Казахстана… 

Жанар Асылханова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться