Следствие, суд, вердикт: стоит ли надеяться на закон в вопросах национализации?

1099

На протяжении истории национализация всегда была предметом интенсивных дебатов и юридических споров. 

Следствие, суд, вердикт: стоит ли надеяться на закон в вопросах национализации? Фото: pixabay.com

Этот процесс часто сопровождается юридическими вызовами, включая следствия, судебные разбирательства и окончательные вердикты, что ставит под вопрос надежность и справедливость законодательных и судебных систем в этих случаях. В современной истории немало примеров, когда национализацию провели с нарушениями закона и громкими коррупционными скандалами, передает inbusiness.kz.

В 2021 году международные СМИ пестрели заголовками, как Кыргызстан национализировал золотоносный рудник "Кумтор". Скандалы, которые обернулись вокруг рудника, горели не шуточные, репутация страны на международной арене была изрядно подпорчена, вся история попахивала болотом. Правительство Кыргызстана пыталось преподнести мировой общественности, что интересы инвесторов не ущемляются, при этом бывший владелец одного из богатейших рудников, канадская компания Centerra Gold открыто заявляла, что это рейдерский захват, основанный "на ложной информации". Официальное обвинение в адрес инвесторов от государства заключалось в организации незаконных свалок токсичных отходов и незаконном складировании отходов производства на ледниках Давыдова и Лысый, которые привели к интенсивному таянию ледников.

Это очень серьезное обвинение, которое надолго испортило имидж золотодобывающей компании, листингующейся на международных биржах. Компания с 1994 года инвестировала более 3,4 млрд долларов в разработку и освоение месторождения, "Кумтор" являлся одним из крупнейших частным работодателей и крупнейшим налогоплательщиком в Кыргызстане.

"Мы опасаемся, что неоправданные действия правительства поставят под угрозу тысячи хорошо оплачиваемых рабочих мест и бизнес сотен киргизских поставщиков", – заявила в официальном обращении компания Centerra Gold. 

Также суд в Бишкеке обязал разработчика "Кумтора" выплатить государству 3 млрд долларов в качестве компенсации за незаконное складирование отходов производства на ледниках Давыдова и Лысый.

При этом Кыргызская Республика взяла на себя всю ответственность за рудник "Кумтор", включая все обязательства по рекультивации и охране окружающей среды, а также совокупные денежные выплаты в размере 85 млн долларов (часть из которых была удержана в счет канадских подоходных налогов, подлежащих уплате правительством КР).

До сих пор прозрачность национализации и ее законность вызывает споры. Публичный документ о работе компании после перехода в госсобственность появился только в 2022 году, спустя 17 месяцев после фактического возвращения рудника в собственность государства. Согласно отчету, прибыль уменьшилась, зато возросли производственные издержки и расходы на горные работы.

Конечно, национализация должна проводиться в строгом соответствии с законом. Это означает, что государство должно иметь правовые основания для перевода частной собственности в государственную. Часто это требует изменений в законодательстве или новых законов, уточняющих условия и процедуры национализации. В случае национализации возникает необходимость в судебных процедурах для решения споров между государством и бывшими собственниками. Эти процедуры должны быть прозрачными и справедливыми, чтобы обеспечить законность действий государства. В случае с "Кумтором" чиновники погрязли в коррупционных интригах, которые до сих пор не распутаны. В случаях, когда национализация касается иностранных инвесторов, возникают международные юридические споры. Это включает в себя арбитражные разбирательства и обращения в международные судебные инстанции. Бывшие владельцы национализированных активов часто обращаются в суд, чтобы оспорить законность национализации. Это ставит перед судебной системой задачу сбалансировать государственные интересы и права частной собственности.

К примеру, в основном законе Германии запрещена национализация имущества без издания специального нормативного акта. В 2009 году появился закон, который позволил национализировать проблемные банки, а в 2022 году принят закон о национализации в энергетике, позволивший в итоге национализировать немецкую энергетическую компанию Uniper, оказавшуюся в кризисе из-за прекращения поставок российского газа. Учитывая, что сегодня в России проводится настоящая экспроприация как последствие санкционной войны, которая ведет к размыванию прав собственности, многие западные страны принимают законодательные меры, чтобы сохранить имущество.

Вердикты судов могут значительно повлиять на ход и исход национализации. От справедливости и объективности судебных решений зависит доверие общественности к процессу национализации. На этом фоне громкое дело произошло в Украине по иску Игоря Коломойского к Национальному банку и кабинету министров о национализации Приватбанка.

Окружной суд Киева отменил решение о выводе с рынка Приватбанка как неплатежеспособного, в результате чего была инициирована процедура его национализации, по мнению судей, это было грубым нарушением норм  законодательства. В официальном сообщении суда утверждалось, что "Процедура национализации "КБ "Приватбанк" была признана судом необоснованной и такой, что была осуществлена ​​с многочисленными нарушениями действующего на тот момент законодательства, следствием чего стало неправомерное вмешательство государства в право акционеров банка, в том числе истца, владеть принадлежащим им имуществом, что является нарушением как требований национального законодательства, в том числе Конституции Украины, так и положений международных стандартов в этой сфере".

Судебные решения по вопросам национализации могут влиять на инвестиционный климат в стране. Несправедливые или непрозрачные решения могут отпугнуть потенциальных инвесторов.

Вопрос о том, стоит ли надеяться на закон в вопросах национализации, в значительной степени зависит от надежности и справедливости юридической системы страны. Это включает в себя не только законы, но и независимость судебной власти, прозрачность процессов и защиту прав всех сторон. Очевидно, что надежда на закон зависит от множества факторов, включая силу и независимость правовой системы, а также готовность государства соблюдать принципы правового государства.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться