Что будет с Родиною, с нами?..

12998

Система сохраняет свою устойчивость, несмотря на негативные прогнозы…

Что будет с Родиною, с нами?..

10 января 2021 года в Казахстане прошли выборы в мажилис парламента и региональные маслихаты страны. Выборы проходили в установленные законами сроки и одновременно на фоне международной турбулентности в достаточно непростой внутренней обстановке в стране. Мы попросили политического аналитика Айдара Амребаева прокомментировать вопрос о том, что означает для Казахстана и мирового сообщества произошедшее в стране.

Действительно, многие эксперты выражали опасение о возможности повторения в Казахстане негативных сценариев выборной и поствыборной ситуации в стране по примеру прошедших в прошлом году выборов в Кыргызстане, Беларуси, Грузии, Молдове и даже США. Как известно, электоральный цикл в этих странах пробудил ряд деструктивных общественных акций протеста, а, например, в Кыргызстане, Молдове и даже США привел к смене политических элит с подвергаемым сомнению результатом и отсутствию общественного консенсуса, так необходимого для преодоления "вызовов" последнего времени, например распространения пандемии коронавируса и повсеместного экономического кризиса, связанного с ним. Однако данные события не стали катализатором радикальных изменений в Казахстане, а, напротив, стали фактором достаточно "консервативного поведения избирателей" в нашей стране. Население по большей части предпочло стабильность и предсказуемость политико-экономического курса в стране смутным ожиданиям и неясным, несогласованным обещаниям, перспективам радикальных перемен и даже во многом оправданной критике властей.

Официальные итоги выборов в "сухом остатке" следующие:

  1. На выборах победили правящая партия Nur Otan и ее "неформальные сателлиты" – спарринг-партнеры по парламентской деятельности в лице "Ак жол" и Народной партии Казахстана (НПК), довольно серьезно обновившие свои ряды и изменившие свой идеологический имидж. Nur Otan провел предварительные выборы – праймериз, рекрутировав в свои ряды как новых лиц, гражданских активистов и лидеров общественного мнения, так и аккумулировав новые идеологемы, отражающие чаяния и надежды широких масс людей. Во многом он на практике реализовал политико-идеологический потенциал в качестве центристской партии со взвешенной и популярной программой под названием "Путь перемен: достойная жизнь каждому" с будущим бюджетом на ее реализацию в 21 трлн тенге. "Ак жол" в соответствии с актуализацией национально-патриотического идеологического тренда несколько пересмотрел свои изначальные позиции как либерально ориентированной партии исключительно на предпринимателей в пользу патриотически настроенной общественности. НПК осуществила ребрендинг, отказавшись от коммунистического идеологизированного наследия, существенно расширив свой электорат за счет социально уязвимых слоев населения страны. На сей раз и левый, и правый фланги партийно-политического поля Казахстана существенно нарастили свои "мускулы", набрав большее число голосов, чем прежде. Согласно данным Центризбиркома, официальные итоги выборов выглядят следующим образом: количество избирателей составило 11 919 241. Бюллетени получили 7 539 280 человек, что составило явку избирателей в 63,25%, что является относительно низким, но вполне допустимым в Казахстане показателем. За политические партии подано 7 241 562 голоса. Распределение следующее: НПК – 659 019 голосов, или 9,10%, Nur Otan – 5 148 074 голоса, или 71,09%, "Ауыл" – 383 023 голоса, или 5,29%, "Ак жол" – 792 828 голосов, или 10,95%, Adal – 258 618 голосов, или 3,57%.
  2. В парламент прошли три партии, набравшие необходимый пороговый уровень в 7% и получившие в парламенте, партия Nur Otan – 76 мандатов, "Ак жол" – 12 мандатов, НПК – 10 мандатов, и еще девять мандатов были вручены по итогам голосования на сессии Ассамблеи народа Казахстана из числа их членов. В результате чего доминирующей фракцией парламента стала партия Nur Otan с обновленным на 70% составом своих членов (36 депутатов были прежде определены по итогам "праймериз", а 40 были утверждены по квоте политсовета партии). Теперь фракция на 40% состоит из женщин и молодежи до 35 лет. В определенном смысле правящая политическая элита "перестраховалась", введя некоторые ограничения для наблюдателей на выборах и имея семипроцентный порог прохождения партий в парламент. Кстати говоря, уже после выборов президент Токаев анонсировал пакет демократических реформ, где одним из пунктов является снижение порога прохождения в парламент партий до 5%. На деле наличие конструктивной оппозиции в парламенте позитивно сказывается на качестве работы законодательного органа, позволяя вырабатывать компромиссные решения, отражающие широкий спектр общественных ожиданий. Следует отметить к тому же, что правящая партия добрала в свой актив еще девять мандатов Ассамблеи народа Казахстана, которая находится под непосредственным контролем Елбасы, являясь фактически его "политическим детищем". Таким образом, мы имеем достаточно комплиментарный, хоть и активный, обновленный, и я бы сказал, "амбициозный парламент".
  3. Единственная оппозиционная власти и зарегистрированная политическая партия ОСДП (Общенациональная социал-демократическая партия) отказалась от участия в выборах, в очередной раз предпочтя бойкот. При этом данный шаг не представил оппозиционно настроенным людям реальную конструктивную альтернативу активного электорального поведения. Идея голосования "против всех", несмотря на отсутствие такого пункта в бюллетенях, и даже стратегия так называемого "умного голосования", не стала фактором консолидации и социального протеста, а позволила власти легитимизировать выборы, улучшив явку избирателей. На сей раз "административный ресурс" был включен не в пользу какой-то партии, а в борьбу за "явку избирателей". И это, в общем-то, находится в общемировом тренде достаточно пассивного участия людей в выборах и предмет озабоченности практически во всех странах мира. Кстати, в пункте пакета предложений по либерализации электорального процесса в Казахстане, предложенного Касым-Жомартом Токаевым, стоит положение о внесении пункта "против всех" в избирательный бюллетень в будущем. Это позволит всем участникам, как организаторам выборов, так и оппонирующим власти силам, структурировать и квалифицировать протестный потенциал, что является очень важным в ситуации роста протестности в стране. На сегодняшний день действующие оппозиционные силы в лице ОСДП и некоторых незарегистрированных гражданских движений институционально не охватывают все содержание и объем протестных общественных настроений. По-большей части, высокой степенью риска для социальной стабильности обладают стихийные общественные движения. Поэтому одной из задач политической реформы в Казахстане является вопрос легализации и "канализации" активных общественных проявлений. Именно этим, с нашей точки зрения, обусловлена идея появления Токаевской концепции "слышащего государства".
  4. Следует отметить, что выборы в парламент знаменуют собой наступление нового этапа реализации политического транзита, начатого первым президентом. С моей точки зрения, они начались не весной 2019 года, когда действовавший на тот момент первый президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев покинул президентский пост. Начало транзита было заложено институциональными и законодательными изменениями властной конфигурации в стране. В марте 2017 года президент Назарбаев объявил о конституционной реформе, главной целью которой стал переход отдельных полномочий президента республики к парламенту и правительству. Принятые изменения в Конституцию довольно существенно изменили статус президента, рассредоточив его полномочия. В этом плане когда говорят о транзите власти, то необходимо понимать, что на наших глазах произошла не столько передача власти от одного лица другому, а происходит постепенная институциональная трансформация, где изменению подвергается как сама президентская власть в сторону ограничения полномочий, так и усиливается роль законодательной ветви власти и гармонизируются все другие механизмы принятия решений. В нашем случае реализуется актуальная потребность в пропорциональной системе представительства разных сил политического влияния, оформленных в партиях, прошедших в парламент. То есть акцент политики переносится от президента и его администрации к парламенту, в котором отныне будут происходить своего рода "согласования" наиболее важных решений в государстве. Кроме всего прочего, Елбасы по преемственности существующего расклада сил продолжает играть важную стабилизирующую роль в общегосударственном механизме, обладая серьезными полномочиями влияния. Надо сказать, что именно он выступил инициатором политических инноваций на этом "крутом вираже истории". Он в преддверии парламентских выборов выступил с инициативой "перезагрузки" правящей партии Nur Otan, кадрового и содержательного ее обновления. В отставку в связи с достижением пенсионного возраста ушли достаточно "знаковые" для системы политики прежней когорты. Была предложена вполне современная и демократическая инновация – праймериз, предварительных выборов, рекрутирование новых лиц и мотивирование возникновения новых социальных инициатив среди широких масс участников. Причем это было апробировано в условиях пандемии с использованием информационных технологий, где главным критерием стала не только общественная активность, но и забота о здоровье граждан. Можно сказать, что был активизирован новый "социальный лифт" для приглашения к активному общественному участию в управлении государством гражданских активистов и лидеров общественного мнения. Данная идея была поддержана и реализована Касым-Жомартом Кемелевичем в идее созыва Национального совета общественного доверия (НСОД), которая для многих общественных активистов, особенно из числа перспективной молодежи, стала "площадкой-трамплином" для дальнейшей политической карьеры, кто-то ее использовал для выдвижения общественно полезных идей и выражения озабоченности рядом актуальных и волнующих население проблем. Настроенность власти на налаживание конструктивного диалога наряду с другими факторами, о которых говорилось выше, существенно снизила "митинговые страсти" и "выпустила общественный пар протестности". При этом элита определилась с идеологической платформой власти. Так, Касым-Жомарт Токаев сформулировал ее следующим образом: "Моя формула власти – это сильный полномочный президент, влиятельный, дееспособный парламент и подотчетное народу правительство".
  5. В плане прогнозов на ближайшее будущее на пороге празднования 30-летия независимости Казахстана можно сказать, что если не случится никаких форс-мажорных обстоятельств на политическом олимпе Казахстана или тектонических геополитических сдвигов извне, то не стоит ожидать серьезных потрясений в политическом пространстве страны до новых президентских выборов 2024 года и парламентских 2027 года, не исключая возможности досрочных выборов, возможных внутриэлитных "утрясок" в правящей конфигурации власти и потенциального столкновения интересов различных растущих и возникающих в процессе развития новых групп влияния. Думается, сохранение ключевой и стабильной конструкции сдержек и противовесов наряду с поступательным, эволюционным переходом к самоуправлению на местах и постепенной легализацией гражданской активности населения, привлечение высоко квалифицированного поколения профессионалов идеологов-государственников к разработке нового видения страны в следующем десятилетии независимости позволит нашему государству выйти на иной качественный уровень в одном ряду с передовыми странами мира.

Таким образом, подводя предварительные итоги нашему 30-летнему развитию, можно сказать, что Казахстаном в целом реализован потенциал суверенитета, фактически возрождена традиция национальной государственности, созданы и модернизированы современные государственные и политические институты, которые демонстрируют свою состоятельность. Экономическая политика страны исходила из реальных возможностей сформированной в советский период сырьевой экономики, постепенно трансформируясь на рыночных принципах в экономику более высокого технологического уровня. На огромных просторах Казахстана были реализованы стратегические инициативы по транспортно-логистической взаимосвязанности регионов, урбанизации и модернизации агропромышленного комплекса. Практически с нуля возник "средний класс", что позволило создать устойчивую социальную основу государства и поддерживать уязвимые слои населения. Полиэтнический и многоконфессиональный состав населения из потенциального риска развитию стал преимуществом и гарантом нового качества социального капитала в стране. Республика вошла в число цивилизованных государств мира, определив и полностью делимитировав и демаркировав границы государства в соответствии с нормами международного права, а также сформировав миролюбивые и партнерские принципы своей внешней политики, как в ближайшем окружении, так и в глобальном контексте.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора