Какие потребительские привычки сформировались у казахстанцев за время пандемии?

Сейчас все чаще можно услышать мнение, что пандемия коронавируса навсегда изменит нашу жизнь.

Какие потребительские привычки сформировались у казахстанцев за время пандемии?

Но одно уже можно сказать совершенно точно, что за шесть месяцев с начала пандемии COVID-19 у казахстанцев сформировались определенные потребительские привычки.

За это время поменялся образ жизни, предпочтения и приоритеты в затратах, люди сосредоточились на основных ценностях: здоровье, семье, доме и здоровой, качественной пище. Произошли изменения в покупательском поведении потребителей:

  • Большое распространение получила доставка продуктов питания не только из кафе и ресторанов, но и экспресс-доставка из продовольственных магазинов.
  • Растет интерес к покупке бытовой техники, а также лекарственных средств и медицинских изделий в режиме онлайн.
  • В период пандемии забота о здоровье вышла на первый план, и потребители стали тратить больше времени на заботу о себе и своем ментальном благополучии, большинство людей стали активнее заниматься дома спортом, а также практиками, не требующими много места (йога, медитация, прослушивание мантр), в целях создания положительного настроя.
  • Популярным трендом стал шопинг с акцентом на пользу для здоровья. Это и натуральные продукты питания, и предметы первой необходимости для поддержания здоровья всех членов семьи.
  • В топ-3 категории товаров, на которые вырос спрос, вошли средства личной гигиены, чистящие средства и консервированные продукты. При этом люди стали реже покупать одежду и товары из премиум- и люкс-сегмента.
  • Вопросы безопасности товаров стали чаще волновать потребителей. К примеру, 61% потребителей, обращавшихся на нашу горячую линию, интересовал вопрос безопасности никотиносодержащей продукции, насколько они безопаснее обычных сигарет. Большинство людей пересматривают свой образ жизни и хотят уйти от старых привычек, в частности бросить курить, поэтому ищут альтернативные варианты курению обычных сигарет. Рассматривая обращения граждан, лига выяснила, что Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарств США (FDA) разрешило продажу электронных систем нагревания табака в статусе табачной продукции с пониженным риском. В американских исследованиях поясняется, что при использовании системы нагревания табака IQOS табак нагревается, а не горит, в результате чего образование вредных веществ снижено. На основании данной информации был сделан вывод, что полный переход от курения сигарет к использованию системы нагревания табака типа IQOS снижает риски для здоровья человека. В Казахстане комплексные исследования НСП не проводились, поэтому при консультации потребителя приходится опираться на зарубежные данные. На данный момент известно, что Ассоциация стоматологов Казахстана запустила клиническое исследование по влиянию новых продуктов на слизистую ротовой полости. Лига будет следить за процессом и обязательно проинформирует своих членов о результатах.

Еще один очень важный тренд, который пришел к нам с пандемией, – работа в удаленном от офиса формате. Считалось, что будет сложно перевести работу в данный формат, и это будет происходить постепенно и очень осторожно. Но обстоятельства сложились так, что к концу марта основная масса офисных сотрудников была вынуждена перейти на удаленный формат работы для снижения вероятности заражения. По истечении четырех месяцев такого режима работы можно сказать, что многим это дается сложно из-за низкого качества предоставляемого Интернета, а также неподготовленности некоторых платформ к огромному числу онлайн-посетителей (к примеру, egov). У такого типа работы нашелся бы ряд преимуществ: гибкий рабочий график, снижение уровня стресса, независимость, мобильность, баланс между работой и личной жизнью, экономия времени из-за отсутствия ежедневных поездок на работу, здоровое домашнее питание и многое другое. Большинство работодателей понимают, что удаленная работа позволяет экономить расходы на содержание большого офиса. Некоторые начинают задумываться об эффективной работе каждого сотрудника и рассматривают вопрос о полностью или частично удаленном формате работы, то есть чередовать работу в офисе и на дому. Вариантов может быть множество, но главная цель такого подхода – выбрать наиболее эффективный, не снижая безопасность сотрудников и их производительность труда.

Согласно новому потребительскому индексу будущего, опубликованному британской аудиторско-консалтинговой компанией Ernst & Young (EY), 42% опрошенных потребителей считают, что пандемия коронавируса коренным образом изменит их привычки к покупкам. Около трети (34%) заявили, что они будут платить больше за местные продукты, в то время как 25% респондентов будут платить больше за надежные бренды, а 23% – платить больше за этичные бренды.

EY определила четыре потребительских профиля, которые сформировались во время пандемии:

  • 27% людей попадают в сегмент "Глубоких сокращений", которые тратят меньше по всем направлениям, поскольку они уволены или отправлены в отпуск без сохранения заработной платы;
  • 26% составляют категорию "Сохраняйте спокойствие, продолжайте", которая остается стабильной и в значительной степени не подвержена влиянию пандемии;
  • 35% попадают в более пессимистичную, ориентированную на семью группу "Экономьте и запасайтесь";
  • и только 11% составляют категорию "Впадайте в спячку и тратьте", которая еще больше тратит во время кризиса.

Пандемия коронавируса значительно изменила большую часть сфер нашей жизни, и я надеюсь, что в ближайшее время она приведет к более устойчивой и здоровой эре потребления, заставив нас задуматься о балансе между потреблением и глобальными проблемами устойчивости.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться