Осознанное потребление – задача бренда и покупателя

В последние годы все чаще идут разговоры о том, что потребителям следует менять свои привычки и переходить к рациональным моделям потребления, cохраняя при этом ресурсы планеты. 

Осознанное потребление – задача бренда и покупателя

В большинстве западных стран общественные организации призывают потребителей уменьшить вред, наносимый окружающей среде. Речь идет о том, чтобы потребители пересели на велосипеды, не покупали автомобили, делали выбор в пользу экологически чистых продуктов в биоразлагаемой упаковке. Эти тенденции постепенно набирают обороты, но не в той мере, чтобы быть действительно эффективными. Темп уменьшения вреда окружающей среде можно ускорить, если производители будут помогать потребителям изменить свое покупательское поведение. Лишь определенная часть покупателей готова меняться и делать осознанный выбор, но большая их часть идет на поводу маркетинговых уловок компаний, неосознанно покупая то, что им предлагает рынок. Поэтому компании должны провести фундаментальные изменения так, чтобы преобразования учитывали интересы двух сторон. Рассмотрим, как это можно реализовать в жизни.

1. Вопрос экологии еще более актуален, и потребители обеспокоены экологической ситуацией в мире

На протяжении многих лет компания GlobeScan, которая занимается исследованиями общественного мнения, показала, что с 2014 года среди потребителей растут опасения по поводу экологической ситуации в мире. Во время опросов выяснилось, что потребители испытывают чувство вины за свое негативное отношение к окружающей среде, особенно это актуально среди молодежи. Согласно результатам исследования GlobeScan, проведенного в 25 странах мира, 54% потребителей отметили, что главным приоритетом для них является такой образ жизни, при котором было бы хорошо сохранить баланс между людьми и окружающей средой. И только 6% потребителей отметили, что они уже ведут здоровый образ жизни. Вместе с тем в Казахстане говорить об экологическом сознании населения, как о явлении комплексного характера, еще рано. Ведь оно подразумевает не только бережное отношение к природе в повседневной жизни, но также изменение поведенческой модели общества. Пока что нас больше беспокоит наличие смога в городах и мусора в местах отдыха.

2. Компании должны быть социально ответственными

Компании должны быть ответственны за качественное производство своего продукта или услуги, а также ответственно относиться к потребителям, работникам, партнерам, окружающей среде. В первую очередь это создание биоразлагаемой упаковки и использование вторичного сырья и обработанных материалов. В этом случае компаниям необходимо придерживаться принципа круговой экономики и безотходных технологий. При таком подходе многие производства смогут экономить как природные ресурсы, так и собственные, тогда потребители будут высоко ценить их. Для этого важно бизнесу иметь реальные стимулы помимо одобрений общества. Полагаю, налоговые послабления для предприятий с безотходным предприятиям могли бы быть весьма интересны.

3. Компании должны продвигать идеи устойчивого развития

Исследование GlobeScan показало, что потребители больше склонны поддерживать и потреблять продукцию тех брендов, которые пропагандируют здоровый образ жизни. Нет нужды доказывать, что здоровый образ жизни – это индиви­дуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физичес­кое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде. Поэтому потребители в настоящее время очень восприимчивы к тем компаниям, которые демонстрируют свою стабильность и занимают прочную общественную позицию в отношении устойчивого развития. В этом плане особенно активную позицию занимает молодое поколение, которое утверждает, что стремление компании оказать позитивное влияние на сообщество влияет на лояльность молодежи к бренду. Согласно опросу GlobeScan, 34% респондентов отметили, что они предпочитают покупать товары и услуги у экологически ответственных компаний, вознаграждая тем самым эти компании за их позитивную позицию.

4. Здоровый образ жизни как основа развития общества

Сегодня много говорят про здоровый образ жизни, но не у всех потребителей есть понимание, как перейти к нему. К примеру, многие потребители хотят избавиться от такой вредной привычки, как курение, которое в настоящее время приобрело характер эпидемии, как среди взрослых, так и подростков. Специалисты из министерства здравоохранения Великобритании считают, что переход на системы нагрева табака является одним из наиболее эффективных способов бросить курить. А в Казахстане Мейрам Раганин, врач-стоматолог, кандидат медицинских наук, доктор PhD, президент РОО "Экспертное сообщество стоматологов Казахстана", недавно запустил клиническое исследование о влиянии изделий с нагреваемым табаком на состояние слизистой полости рта по сравнению с традиционными сигаретами. С помощью специальных индикаторов будет определена степень влияния обычных сигарет и систем нагрева табака на слизистую полости рта. Согласно ученому результаты исследований будут опубликованы к концу года. В этой связи, в крайне важно казахстанским ученым не оставаться в стороне и принять участие во всестороннем изучении новых продуктов. Важно, чтобы на такие цели выделялись государственная поддержка, чтобы исследование никоим образом не зависело от производителей, который могут иметь определенный интерес.

5. Нужно сделать выбор в пользу экологически чистых продуктов питания

В настоящее время отмечается рост интереса потребителей к экологически чистой продукции. С одной стороны, потребность в таких товарах и услугах уникальна, с другой – потребительское поведение покупателей определяют настоящее и будущее "зеленой экономики". Выбирая экологически чистые продукты, потребители стремятся защитить окружающую среду. Компании должны понимать не только, кто такие "зеленые потребители", но и что их мотивирует к "зеленому" потребительскому поведению, какими потребительскими ценностями они руководствуются, что позволит создавать и продвигать продукты, которые отвечают их потребностям. Производители должны по-новому взглянуть на разработку и продвижение эко-товаров, чтобы правильно позиционировать свой бренд и завоевать лояльность потребителей.  Здесь также будет правильным оговориться, что такое экопродукт? Если придерживаться к 100% показателю, то для вспашки поля с помидорами нельзя применять трактор, так как дизтопливо неизбежно попадает на почву во время работы. Поэтому нужно придерживаться баланса со золотым стандартом, при котором соблюдены все предъявляемые к безопасности продукта нормы.

Нами был разработан проект "Зеленая точка", согласно которого предприниматели выпускающие экологически чистый проект подписывают декларацию о соответствии качества их товаров и/или услуг. Тем самым предприниматель заявляет о высоком качестве производимых товаров/оказываемых услуг.

Считаю, что в вопросах осознанного потребления нужно делать ставку на молодое поколение. Сегодня именно они более мотивированы менять привычки и вносить изменения в жизнь общества. Они обеспокоены проблемами окружающей среды и в ближайшие годы эта обеспокоенность будет только расти. И это естественно, так как будущее экологии связано с их будущей средой обитания. В этом плане компании могут продемонстрировать лидерство, завоевать доверие и заслужить постоянную лояльность молодого поколения потребителей, помогая им вести образ жизни, который способствует созданию экологически устойчивого настоящего и будущего.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться