Это своеобразное зеркало, в котором страны видят свой прогресс и своё место в глобальной иерархии. Но что эти цифры говорят о нашей стране? Чтобы ответить на этот вопрос, мы собрали и проанализировали десятки международных рейтингов и индексов за 2022–2025 годы, сравнив с соседями по региону.
Экономика
Казахстан сохраняет статус самой крупной экономики Центральной Азии, обеспечивая около 60% совокупного ВВП региона. По данным МВФ, в 2024 году Казахстан занимает место в топ-70 стран мира по объёму ВВП на душу населения (около $14 тыс. в номинале). Это значительно выше, чем у соседей по региону. Если говорить о ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС), Казахстан поднимается на 64 место.
В индексе экономической свободы Heritage Казахстан занял 68-е место, относясь к "умеренно свободным" экономикам и опережая всех соседей. Эксперты отмечают низкие налоги и открытость рынка как наши плюсы, но предупреждают, что проблемы с верховенством права и коррупцией тормозят развитие. Аналогично, рейтинг экономической трансформации ставит Казахстан на 39-е место, значительно выше других стран региона.
Диверсификация экономики остаётся вызовом. В индексе экономической сложности Harvard Growth Lab Казахстан лишь 89-й, что сигнализирует о сырьевой структуре экспорта и недостатке обработки в стране. При этом страна еще и теряет позиции, в 2021 году Казахстан занимал 80-е место. По мнению аналитиков Гарварда, наиболее "сложной" экономикой в регионе обладает Кыргызская Республика занимающая 58-е место в рейтинге. Также расположившись на 70-м месте нас опережает Узбекистан. Россия на 100 месте.
Таблица 1. Позиции Казахстана и стран региона в международных экономических рейтингах/индексах, National Analytical Center (NAC)
KAZ |
RUS |
AZE |
UZB |
TKM |
KGZ |
TAJ |
Всего стран |
|
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
68 |
71 |
100 |
138 |
75 |
147 |
167 |
196 |
|
64 |
54 |
87 |
129 |
100 |
145 |
162 |
203 |
|
68 |
135 |
75 |
100 |
162 |
115 |
136 |
176 |
|
Индекс экономической трансформации (Bertelsman Transformation Index, 2024) |
39 |
83 |
62 |
85 |
123 |
66 |
115 |
136 |
89 |
100 |
95 |
70 |
130 |
58 |
118 |
145 |
|
84 |
95 |
– |
96 |
– |
127 |
113 |
139 |
Государственное управление и правопорядок
По качеству институтов динамика противоречивая. С одной стороны, Казахстан показывает улучшения по некоторым международным показателям. В Индексе эффективности правоприменения WJP страна подняла свой балл до 0,54 и удерживает 65-е место из 142 государств. Это лучший результат в регионе: Узбекистан, к примеру, 83-й, а Россия – 113-е место. Рост Казахстана обеспечен усилением борьбы с коррупцией и реформами в судопроизводстве. Особенно высоко оцениваются подиндексы "порядок и безопасность" (43-е место в мире) и "отсутствие коррупции" (59-е место). Фактически Казахстан остаётся стабильным государством, что выгодно отличает его на фоне некоторых соседей, переживающих конфликты или политическую турбулентность.
При этом коррупция остаётся уязвимым местом. В Индексе восприятия коррупции (CPI) от Transparency International Казахстан хоть и улучшился до 88-го места из 180 (40 баллов из 100), но всё ещё находится в середине списка. Хорошая новость: это самый высокий результат в Центральной Азии – значительно выше, чем у Узбекистана (121-е), Кыргызстана (146-е), Туркменистан (164-е). Антикоррупционные меры последних лет дали результат – Казахстан единственный в регионе улучшил позицию в CPI в 2024 году. Однако по-прежнему ситуация с коррупцией в стране критическая.
Отдельно стоит отметить электронное правительство – здесь Казахстан превзошёл всех соседей и вошёл в мировые лидеры. В глобальном рейтинге развития электронного правительства ООН (UN E-Government Survey 2024) страна заняла 24-е место из 193, поднявшись на 4 позиции. Казахстан обогнал даже ряд развитых стран, таких как Швейцария (26-е), Франция (34-е) и Китай (35-е).
Таблица 2. Позиции Казахстана и стран региона в международных рейтингах/индексах государственного управления, National Analytical Center (NAC)
Индекс / Рейтинг |
KAZ |
RUS |
AZE |
UZB |
TKM |
KGZ |
TAJ |
Всего стран |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
65 |
113 |
– |
83 |
– |
101 |
– |
142 |
|
Индекс восприятия коррупции (Transparency International, 2024) |
88 |
164 |
154 |
121 |
164 |
146 |
– |
180 |
Индекс политической трансформации (Bertelsmann Transformation Index, 2024) |
95 |
108 |
102 |
97 |
125 |
75 |
122 |
136 |
Индекс госуправления (Bertellsmann Transformation Index, 2024) |
77 |
123 |
101 |
98 |
128 |
92 |
115 |
136 |
24 |
43 |
74 |
63 |
– |
78 |
123 |
193 |
Цифровизация
Цифровая трансформация стала одним из приоритетных направлений развития Казахстана – и тут есть ощутимые успехи. Помимо упомянутого e-government, страна делает заметные шаги в развитии инфраструктуры и навыков. В Индексе готовности к искусственному интеллекту, рассчитанном МВФ, Казахстан вошёл в топ-50, заняв 48-е место. Страна лишь немного уступает России (47-е), но опередила всех остальных соседей по постсоветскому пространству – Армению (71-е), Беларусь (82-е), Кыргызстан (99-е), Таджикистан (123-е) и Узбекистан (131-е).
Активно развивается интернет-инфраструктура. Средняя скорость интернета в Казахстане сегодня обеспечивает ~47-е место в глобальном рейтинге Speedtest, что значительно быстрее, чем в Узбекистане (85-е) или Кыргызстане (110-е).
Таблица 3. Позиции Казахстана и стран региона в международных рейтингах/индексах по цифровизации, National Analytical Center (NAC)
Индекс / Рейтинг |
KAZ |
RUS |
AZE |
UZB |
TKM |
KGZ |
TAJ |
Всего стран |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
48 |
47 |
81 |
131 |
– |
99 |
123 |
174 |
|
61 |
41 |
75 |
81 |
– |
86 |
– |
133 |
|
47 |
88 |
83 |
76 |
– |
73 |
117 |
152 |
|
(ICT Development Index, 2024) |
42 |
40 |
91 |
75 |
– |
53 |
– |
170 |
44 |
76 |
80 |
12 |
197 |
– |
126 |
198 |
Образование
В рейтинге качества национальной системы образования (CEOWORLD 2024) Казахстан занял 62-е место, находясь в середине списка. Это лучше, чем у большинства соседей. Международные тесты (PISA) показывают, что казахстанские школьники отстают в навыках критического мышления и знаний языков.
Высшая школа и наука понемногу улучшают позиции. Некоторые казахстанские вузы начинают попадать в мировые рейтинги – так, Назарбаев Университет находится в диапазоне 501–600 по версии Times Higher Education. Тем не менее до полноценной "экономики знаний" нам далеко. В Глобальном индексе инноваций (WIPO, 2024) Казахстан лишь 78-й, что отражает средний уровень инновационного развития.
Однако до "экономики знаний" Казахстану ещё далеко. Для сравнения, Эстония, имея население меньше 2 млн, экспортирует в почти в десять раз больше IT-продукции, чем Казахстан с 20-миллионным населением. Сингапур, будучи город-государством, превратился в научный кластер мирового уровня. Эксперты считают, что, если стране удастся повысить академическую свободу, финансирование R&D и интеграцию науки с бизнесом, Казахстан может существенно подняться в рейтингах инноваций и образования.
Таблица 4. Позиции Казахстана и стран региона в международных рейтингах/индексах в области образования и науки, National Analytical Center (NAC)
Индекс / Рейтинг |
KAZ |
RUS |
AZE |
UZB |
TKM |
KGZ |
TAJ |
Всего стран |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
62 |
36 |
69 |
– |
95 |
55 |
– |
93 |
|
читательской грамотности школьников (PISA, 2022)
|
61 |
– |
69 |
80 |
– |
– |
– |
81 |
46 |
– |
56 |
72 |
– |
– |
– |
81 |
|
49 |
– |
68 |
80 |
– |
– |
– |
81 |
|
78 |
59 |
95 |
83 |
– |
99 |
107 |
133 |
Экология и устойчивое развитие
Экология – одно из слабых мест Казахстана. В Индексе экологической эффективности (EPI 2024) Казахстан на 72-м месте из 180, что хоть и лучше, чем у остальных стран СНГ, кроме Беларуси (32-е) и Украины (41-е), но обусловлено в основном низкой плотностью населения. По показателям загрязнения воздуха, выбросов на душу и управлению отходами страна явно в аутсайдерах. Так, по данным IQAir, Казахстан занимает 71-е место по качеству воздуха. Особо тревожная ситуация с качеством воздуха зафиксирована в Караганде. Аналитики считают город третьим самым загрязненным в регионе Центральная и Южная Азия.
Есть и позитивные сигналы. Казахстан добился значительного прогресса в продовольственной безопасности. По мировому индексу продбезопасности (Nature Food) наша страна вошла в двадцатку лучших, заняв 17-е место. В Глобальном индексе голода Казахстан – 25-й из 121, в категории стран с низким уровнем голодом.
Таблица 5. Позиции Казахстана и стран региона в международных рейтингах/индексах в области экологии и устойчивого развития, National Analytical Center (NAC)
Индекс / Рейтинг |
KAZ |
RUS |
AZE |
UZB |
TKM |
KGZ |
TAJ |
Всего стран |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
78 |
42 |
57 |
64 |
95 |
– |
– |
110 |
|
71 |
99 |
49 |
19 |
26 |
41 |
6 |
138 |
|
72 |
83 |
121 |
107 |
120 |
105 |
167 |
180 |
|
Отчет об экологических угрозах (Ecological Threat Register, 2024) |
107 |
92 |
125 |
81 |
114 |
143 |
151 |
207 |
Глобальный индекс продовольственной безопасности (Nature Food, 2025) |
17 |
19 |
46 |
9 |
– |
8 |
– |
50 |
25 |
– |
32 |
– |
50 |
36 |
65 |
113 |
Заключение
Рейтинги представляют собой не конечную оценку развития страны, а инструмент сравнения. Казахстан за последние десятилетия сумел закрепиться в качестве регионального лидера по ряду направлений, однако его позиции на глобальном уровне всё ещё характеризуются как "очень средние". Для достижения устойчивого международного признания необходимо преодолеть этот "потолок середнячка" и выйти на новый уровень — вхождение сначала в топ-50 стран по ключевым индикаторам, а затем и в топ-30. Такой стратегический рывок возможен лишь при последовательной реализации комплексных реформ в области экономики, институтов, науки и инноваций, что позволит превратить региональный успех в полноценное глобальное признание. Очевидно, что именно в слабых местах скрыт главный потенциал для развития. Слабая диверсификация экономики, экология и туризм пока тянут Казахстан вниз в рейтингах, но именно они способны стать новыми драйверами. Решительные шаги по оздоровлению этих сфер дадут мультипликативный эффект, как для экономического, так и общественного развития РК. Движение в этом направлении неизбежно улучшит позиций в международных рейтингах, но главное — качественно повысит уровень жизни наших граждан.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора