В кризис люди не спешат экономить на вредных привычках

Экономический кризис, растущие цены и страх потерять источник дохода – все это не лучшим образом отражается на потребительском настроении казахстанцев.

В кризис люди не спешат экономить на вредных привычках

Самая распространенная потребительская реакция – сокращение расходов и покупок. Потребители экономят на развлечениях и отдыхе, одежде и обуви, на продуктах питания и косметике, но не готовы экономить на вредных привычках.

Безусловно, пристрастие к пагубным привычкам зависит от образа жизни, поведения человека, умения разумно распорядиться потенциальными возможностями организма на благо себе и своих близких. Но нужно отметить, что ряд привычек, которые человек начинает приобретать в молодости и от которых не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможностей человека, его преждевременному старению и приобретению серьезных хронических заболеваний. И в первую очередь к таким привычкам относится табакокурение.

По данным ВОЗ, в мире насчитывается 1,3 млрд курящих людей. Ежегодно от курения погибает более восьми миллионов человек, 90% из которых – потребители и бывшие потребители табака. Более 1,2 миллиона являются пассивными курильщиками. В такие моменты люди, наоборот, склонны прибегать к ним, несмотря на запреты и ограничения. Поэтому населению необходимо дать доступ к альтернативным, более щадящим способам снизить тревожность и стресс.

К примеру, в странах ЕС мягко регулируются возможности курящих, и им дается право выбора и самостоятельного принятия решения. К сожалению, в Казахстане альтернативные средства курения, согласно последним правкам в Кодексе о здоровье, принятым в июле текущего года, причислили к традиционным сигаретам, что выглядит нелогично, учитывая, что Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов (США) пришло к выводу о сниженном воздействии электронных приборов для курения по сравнению с обычными сигаретами.

Увеличение популярности никотиносодержащей продукции стало заметным и по количеству звонков на горячую линию ассоциации "Лига потребителей Казахстана" по категории "доступ к товарам и услугам".

В кризис потребители не спешат экономить на вредных привычках, а, напротив, чаще прибегают к ним как к самому доступному, на их взгляд, способу отвлечься и успокоиться. Потребителей волнует рост цен на табачную продукцию, алкоголь, приравнивание СНТ (систем нагрева табака) к обычным сигаретам и регулирование их наравне с традиционными средствами курения. Хотя в странах Европы данные средства курения табака относят к отдельному виду доставки никотина и регулируются по-разному, вплоть до разделения курилок на дымные и бездымные. Это оправдано тем, что электронные системы нагрева табака обладают менее вредным воздействием по сравнению с обычными сигаретами. Несомненно, курение вредно в любом его проявлении, но нельзя упускать возможность снизить негативное воздействие, если есть такой шанс.

Ряд положений кодекса все еще вызывает оправданное непонимание у общества, в связи с чем считаю необходимым пересмотреть этот нормативно-правовой акт. Нельзя ущемлять права потребителей, особенно в кризисное время, когда люди вынужденно чаще прибегают к негативным привычкам, курению, и для некоторых это единственный доступный способ снять стресс. На мой взгляд, следует регулировать системы нагрева табака постепенно, изучая спрос и научные данные, подбирая наиболее комфортные условия и для курильщиков сигарет, и для тех, кто пользуется системами с нагреваемым табаком.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться