Антикор выявил в Алматы коррупционные риски в земельной и градостроительной сферах

916

Генеральный план Алматы не обновлялся с 2011 года. 

Антикор выявил в Алматы коррупционные риски в земельной и градостроительной сферах Фото: gradas-sk.ru

Коррупционные риски установлены на всех этапах градостроительства в Алматы. Результаты внешнего анализа (ВАКР) в сфере строительства предгорной зоны мегаполиса рассмотрены на выездном заседании Общественного совета Агентства по противодействию коррупции, передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу антикоррупционной службы.

Первое – отсутствие системного планирования градостроительства.

Анализ показал, что Генеральный план Алматы не обновлялся с 2011 года. В связи этим, функциональные зоны свыше 63 тысяч гектаров земли менялись без участия экологов, органов СЭС и ЧС.

"Это привело к бесконтрольной застройке в природоохранных зонах и вблизи рек. Кроме того, в микрорайоне "Горный гигант" активно строятся жилые комплексы неподалеку от сибиреязвенного захоронения", - говорится в сообщении.

Второе – изменение целевого назначения земли.

Должностные лица акимата меняли целевое назначение земель на свое усмотрение. К примеру, вместо дачных участков возводились МЖК.

"Вместе с тем, подобная коллизия давала возможность неуплаты разницы кадастровой стоимости. Например, в 2021 году одному из жителей города изменили целевое назначение участка площадью 2 гектара с "ЛПХ" на "ИЖС". Однако разница кадастровой стоимости в размере 126 млн тенге им не уплачена. Причиной такой практики является региональный План реализации градостроительных регламентов застройки, который противоречит нормам Земельного кодекса", - сообщили в антикоре.

Третье – получение земли в частную собственность через участие в инвестиционных проектах.

Должностные лица акимата без проведения торгов предоставили в аренду предпринимателям участки под инвестпроекты. Путем фиктивного введения в эксплуатацию земли были выкуплены в частную собственность.

Упущенная прибыль государства предварительно составила порядка 400 млн тенге.

Четвертое – процессы строительства пронизаны коррупционными факторами.

Отсутствие законодательной регламентации позволяло сотрудникам акимата толковать нормы правовой базы в пользу недобросовестных застройщиков.

"Таким образом, одна из жительниц города получила разрешение на строительство трех садовых домов на четырех прилегающих друг к другу участках. По завершению строительства объекты были введены в эксплуатацию как садовые дома, но в последующем реализованы как жилой комплекс "Baganashil".

Анализом установлено 11 фактов, когда на землях, предназначенных для ИЖС или под садовые дома, фактически строили многоквартирные комплексы и коммерческие объекты. Еще одним распространенным нарушением является строительство с отклонением от эскизного проекта и ПСД. Несмотря на ограничения при строительстве объектов выше пр. Аль-Фараби высотой 12 метров и не более 3-х этажей, был частично сдан в эксплуатацию клубный дом "Домино" высотой в 15 метров. Выявлено 18 таких объектов. В рамках анализа также установлено превышение плотности застройки по 10-ти многоквартирным комплексам на площади 84 гектара", - проинформировали в антикоре.

Пятое – слабый государственный контроль за строительством.

Градостроительный контроль исключен из приемки частных объектов с целью упрощения ведения бизнеса и минимизации коррупции. Однако коррупционные риски сохранились, но при этом снижена ответственность уполномоченного органа.

Должностные лица ГАСК в отношении двух застройщиков наложили лишь административное взыскание за строительство без разрешения. Уполномоченный орган не контролирует исполнение своих актов и не всегда инициирует судебные иски.

Отсутствие правового механизма реагирования на нарушения привели к узакониванию нелегальной застройки.

Шестое – поверхностная цифровизации государственных услуг в сфере строительства.

Электронным форматом охвачен только процесс приема документов. Из-за непрозрачных процедур возник рынок "помогаек".

В ходе анализа антикором были предоставлены рекомендации по возврату 229 гектаров земли из жилой зоны в рекреационную. Этот пункт был учтен в новом Генеральном плане г. Алматы до 2040 года, утвержденный в мае т.г. Правительством.

"Помимо этого, предложено установить особый порядок по переводу земель из рекреационной зоны в жилую. Должно быть обязательное согласование проектов детальной планировки со стороны профильного министерства.

В целом, по результатам анализа Антикоррупционной службой подготовлен комплексный план по устранению выявленных коррупционных рисков. Документ из 58 пунктов передан в уполномоченные органы для дальнейшей реализации. По всем коррупционным фактам Агентством зарегистрировано и расследуется 8 уголовных дел", - резюмировали в ведомстве.

Читайте по теме:

Коррупция в РК: больше всего преступлений зарегистрировали в Алматы и Астане

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться