Что может спасти "магазины у дома" от массового банкротства

219

Почему малая розница не выдержит расширения перечня социально-значимых продтоваров, объяснили мажилисмены. 

Что может спасти "магазины у дома" от массового банкротства  Фото: inbusiness.kz

Применить расширенный перечень социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ) из 33 наименований исключительно к субъектам крупного сетевого ритейла предложили мажилисмены от партии "Ак жол" в депутатском запросе, адресованном министру торговли и интеграции РК Арману Шаккалиеву, передает inbusiness.kz.

Депутаты мажилиса отметили, что при действующей модели работы СПК и производителей, которая ориентирована на крупный сетевой ритейл, магазины у дома фактически исключены из системы дешёвого закупа и прямых поставок. Однако подпадают под те же административные ценовые ограничения. В то же время, по данным народных избранников, экономическая модель магазинов у дома весьма уязвима для административного регулирования. Средняя маржинальность таких магазинов составляет 2–8% и позволяет покрывать лишь базовые издержки — аренду, заработную плату, логистику и коммунальные услуги. 

"По словам предпринимателей, планируемое увеличение перечня социально значимых продовольственных товаров с 19 до 33 позиций при сохранении действующего механизма ценового регулирования создаёт для магазинов у дома риск невозможности дальнейшей деятельности, банкротства и закрытия торговых объектов", - отмечают мажилисмены. - При этом 14 позиций из предлагаемого расширенного перечня СЗПТ относятся к скоропортящейся продукции с особыми условиями хранения и минимальными сроками годности, включая овощи и фрукты. Это неизбежно ведёт к росту списаний и дополнительным убыткам". 
Существенная часть магазинов у дома, продолжают депутаты, работает в арендованных помещениях, а коммунальные платежи за последние годы выросли на 40–50%". 

В итоге, подчеркнули представители "Ак жол", при условии предельной торговой надбавки 10–15% и уплаты налога с оборота (до 4%) с учётом всех обязательных расходов фактическая маржа становится отрицательной. Это означает работу в убыток. В результате магазины у дома функционируют не как устойчивый бизнес, а как вынужденная семейная самозанятость, зачастую обеспечивая лишь минимальные средства к существованию.

Депутаты отметили необходимость обеспечения доступности продовольственных товаров для населения и сдерживания рост цен. Но при этом нужно оказывать поддержку малому и микропредпринимательству. А сейчас именно на них фактически решили возложить обязанность по удержанию низких цен, добавили авторы депутатского запроса.

Массовое закрытие магазинов у дома приведёт к утрате тысяч рабочих мест, снижению доступности продовольственных товаров и росту социальной напряжённости. А социальную поддержку населения нужно оказывать, исходя из международного опыта, через адресные инструменты, уверены мажилисмены. 

В депутатском запросе они предлагают либо освободить "магазины у дома" от административного регулирования торговых надбавок на СЗПТ. Либо – в случае его сохранения, - обеспечить этим торговым точкам доступ к дешёвому закупу социально значимых товаров через СПК, включая централизованные поставки и прямую работу с отечественными производителями без посредников.

Ранее представители магазинов у дома в Усть-Каменогорске выступили против расширения перечня СЗПТ до 33 наименований, предложенном в проекте приказа минторговли. Они так же заявили, что новые правила только поспособствуют повышению цен. Проект приказа на сайте "Открытые НПА" находился на публичном обсуждении до 8 декабря 2025 года. 

Читайте по теме:

Тарифы загнали бизнес в угол и грозят остановкой производств

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться