Факты неэффективной господдержки бизнеса в РК выявил госаудит

328

Бизнесу не всегда устанавливали встречные обязательства в обмен на господдержку. 

Факты неэффективной господдержки бизнеса в РК выявил госаудит Фото: pixabay.com

Разрозненная система оказания господдержки бизнесу в Казахстане породила массу операторов различных программ. Как заявил председатель Высшей аудиторской палаты (ВАП) Алихан Смаилов, были созданы операторы программ по субсидированию займов, экспортному финансированию, консультациям, возмещению части затрат и так далее, передает inbusiness.kz.

По его словам, расчёты расходов на услуги операторов не унифицированы.

"Каждый определяет стоимость своих услуг, как хочет, вне зависимости от фактических трудозатрат. Оценка качества оказанных операторами услуг не проводится. При этом слабая межведомственная координация позволила операторам устанавливать собственные правила игры. Одни требуют у предпринимателей при одобрении заявки документы, не предусмотренные законодательством. Другими операторами не обеспечен равный доступ и прозрачность распределения господдержки. К инструменту "Деловые связи" НПП "Атамекен" были допущены лица, заранее осведомлённые о подаче заявок до официального старта их приёма. Параллельно оказывались схожие меры поддержки с различными предельными ставками вознаграждения", - сказал Смаилов на пленарном заседании мажилиса.

Отдельным компаниям господдержка оказывалась при низком кредитном рейтинге, тогда как для большинства это было ограничением, добавил он.

"В поддержку нередко попадали проекты, не соответствующие условиям льготного финансирования. Это всё вкупе сужает доступность мер для широкого круга предпринимателей. По объёмам поддержки тоже немало вопросов. По оценкам аудита по отдельным проектам финансирование завышено. Расходы подгонялись под одобренную сумму льготного кредита. С правовой точки зрения утверждённая проектная документация есть, кредиты погашаются. Но эти средства могли быть направлены на другие проекты. В результате ненадлежащего расчёта стоимости только по одному проекту заёмные средства в размере 20 млрд тенге или 16% от суммы займа не освоены и аннулированы", – продолжил глава ВАП.

Кроме того, по его словам, есть факты, когда собственникам бизнеса выплачивались дивиденды в период, когда эта компания получала меры господдержки.

"Таких ограничений не было предусмотрено. Однако выплата дивидендов в размере, превышающем сумму господдержки, настораживает. При финансировании проектов допускались факты длительного доведения средств до конечных получателей. К получателям мер государственной поддержки должны устанавливаться встречные обязательства. В случае их невыполнения, деньги подлежат возврату. Однако не всегда такие обязательства предусматривались. В отдельных случаях устанавливались легкодостижимые встречные обязательства", – пояснил Смаилов.

При этом, по его словам, сам мониторинг за исполнением встречных обязательств зачастую осуществляется вручную. Это позволяет манипулировать данными по исполнению встречных обязательств. В деятельности почти всех операторов преобладает субъективный подход в применении штрафных санкций за несоблюдение обязательств.

Читайте по теме:

Госпрограмму по поддержке бизнеса запускают в Казахстане

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться