Каспийский трубопроводный консорциум планирует досрочно завершить ремонт третьего выносного причального устройства, чтобы сохранить объёмы экспорта нефти после атаки дронов на терминал под Новороссийском. Повреждение одного из ключевых причалов уже привело к резкому снижению мощности отгрузок, и теперь всё зависит от того, насколько быстро удастся вернуть в строй резервный объект, передает inbusiness.kz со ссылкой на tradingview.com.
Как сообщили Рейтер пять источников в отрасли, КТК намерен ускорить ремонт ВПУ-3, который находился на плановой профилактике с середины ноября. Первоначально работы рассчитывали завершить за два–три месяца, однако теперь запуск причального устройства планируется в течение ближайших семи дней.
"Черноморский терминал КТК вблизи Новороссийска оснащён тремя выносными причальными устройствами. В обычных условиях для экспорта нефти используются два причала, а третий исполняет роль резервного. Такая схема позволяет поддерживать стабильную отгрузку даже при профилактических работах, однако нынешняя ситуация стала исключением", - пояснили в информационном агентстве.
В минувшую субботу КТК остановил работу ВПУ-2, который пострадал в результате атаки беспилотных летательных аппаратов. Транснефть сообщила, что отгрузка сырья через ВПУ-2 остановлена на неопределённый срок. Трейдеры, в свою очередь, считают, что восстановление повреждённого причала может занять несколько месяцев, учитывая характер повреждений и сложность инфраструктуры.
По словам источников, в настоящее время КТК работает чуть более чем на половину своей обычной мощности, поскольку задействован только ВПУ-1. При этом переход к работе с двумя функционирующими причальными устройствами позволит восстановить отгрузки нефти в полном объёме.
Один из собеседников агентства прямо указал на риски для добычи:
"Крайне важно ввести в строй второй причал, иначе поставщики могут столкнуться с сокращением добычи", — отметил источник в одной из компаний, поставляющих нефть в КТК.
Представитель КТК от комментариев по ситуации отказался.
Параллельно с этим КТК ранее планировал увеличить экспорт нефти CPC Blend в декабре на 17% по сравнению с графиком ноября — до 1,7 миллиона баррелей в сутки. Об этом также сообщали источники. Однако, по их мнению, теперь эти планы могут быть пересмотрены в сторону сокращения — в зависимости от темпов ремонта ВПУ и фактического ввода ВПУ-3 в эксплуатацию.
"КТК играет ключевую роль в экспорте казахстанской нефти. По этому трубопроводу проходит более 80% всего экспортного объёма Казахстана. Он соединяет месторождение Тенгиз на западе страны и ряд других месторождений с морским терминалом КТК в Южной Озереевке около Новороссийска. Любые перебои в работе системы сразу отражаются не только на логистике, но и на всей экспортной выручке", - отметили в издании.
Акционерами КТК являются Россия, которой принадлежит 31%, Казахстан с долей 20,75%, американская Chevron (15%), "дочка" ExxonMobil — Mobil Caspian Pipeline Company (7,5%), а также другие компании. Это делает консорциум не только стратегическим объектом экономики, но и важным элементом международного энергетического сотрудничества.
Читайте по теме:
Сколько сверхдобычи нефти должен компенсировать Казахстан