Машиностроители в ВКО запутались, какое оборудование выпускать для энергетики

2035

Нужна программа на уровне правительства, считают они.

Машиностроители в ВКО запутались, какое оборудование выпускать для энергетики Фото: photoby.ru

Без четкого планирования и понимания перспектив развития энергетики Казахстана на следующие 5-10 лет будет тормозиться машиностроительная отрасль, которая могла бы выпускать оборудование для этой сферы, считает генеральный директор ТОО "Усть-Каменогорский конденсаторный завод", председатель комитета машиностроения Палаты предпринимателей ВКО Владимир Аксенов. По его мнению, "в целом, глобальных улучшений, которые в отрасли машиностроения ожидали 30 лет назад, переходя на рыночные условия, не произошло", передает inbusiness.kz.

"У нас в стране много добывается полезных ископаемых, - отметил он. - В какую отрасль вкладываться машиностроению? Или в оборудование для теплоэлектроцентралей, если будет строиться ТЭЦ, или в оборудование для атомной электростанции, гидроэлектростанции? Если была бы соответствующая программа на уровне министерства, правительства, что все, "идем в сторону такого-то развития энергетики – атомной, угольной, гидроэнергетики", то мы могли бы вкладываться в производство уже той продукции, которая могла бы использоваться в этих отраслях энергетики. А когда мы видим, что идет метание, у нас вопрос этот остается открытым. Без четкого планирования, без понимания перспективы развития, к примеру, энергетики Казахстана на следующие 5-10 лет, машиностроение у нас тормозится".

Также машиностроительная отрасль столкнулась с проблемами возврата НДС, доставкой сырья, материалов и оборудования по автомобильным и железным дорогам.

"У нас порядка 60-70%, в зависимости от года, экспортируется за пределы Казахстана, и для нас бич – это возврат НДС. В декабре 2022 года нам вернули НДС за четвертый квартал 2021 года. Целый год наше предприятие фактически на сумму 60-90 млн тенге кредитовало бюджет! Это серьезная проблема, потому что мы кредитуемся в банках, и все это потом закладываем в цену", – отметил Владимир Аксенов на выездном заседании комитета машиностроения Палаты предпринимателей ВКО.

Одной из острых проблем бизнеса Восточного Казахстана, включая машиностроение, остается состояние автодорог республиканского значения от границы России до Шемонаихи, от Шемонаихи до поселка Бородулиха, от Усть-Каменогорска до Семея. По словам Владимира Аксенова, перевозчики России наотрез отказываются доставлять грузы в Казахстан из-за плачевного состояния наших дорог. Наболевший вопрос - доставка сырья, материалов и оборудования из Алматы до Усть-Каменогорска по железной дороге и  простои грузов на границе с Китаем. По словам Владимира Аксенова, если до пандемии они получали товар из Китая в течение 30-45 дней, то сейчас – три-шесть месяцев. Основной акцент делается на транзитных маршрутах из других стран, а отечественные предприятия страдают из-за простоев, увеличения транспортных расходов и срывов исполнения контрактов.

Напомним, в конце прошлого года министерство индустрии и инфраструктурного развития сообщило, что у отечественного машиностроения есть большой потенциал по импортозамещению.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться