Мажилисмены потребовали наказать руководство минсельхоза

851

В связи со сложившейся катастрофической ситуацией в данном вопросе комитет мажилиса по аграрным вопросам официально обратился к премьер-министру о рассмотрении ответственности руководства минсельхоза.

Мажилисмены потребовали наказать руководство минсельхоза Фото: inbusiness.kz

По словам мажилисмена Серика Егизбаева, наблюадется несогласованность и неэффективность кросс-секторальных действий ЦГО и МИО в данной отрасли. Так, например, минэкологии несогласованно принимает решения в вопросах водообеспечения, минэнерго – в вопросах своевременных поставок и поддерживающих СХТП-тарифов на энергоносители (уголь, газ, электроэнергия, ГСМ), передает inbusiness.kz.

"Минторговли совместно с минсельхозом - в вопросах импорта и экспорта, организации взаимодействия с торговыми сетями. Акиматы никак не наладят эффективную работу СПК и в первую очередь организацию сервисно–заготовительной сети на селе, а минсельхоз так и не стал главным защитником интересов СХТП и действенным координатором государственных органов", - сказал он. 

Далее, по словам мажилисмена, все принимаемые правительством меры теряют свою эффективность из-за, мягко говоря, не совсем достоверной статистики. 

"И это стало уже системной проблемой всей сельскохозяйственной отрасли! Статистические данные не отражают реальное положение дел в отрасли. Так, например, по цифрам мы производим достаточный объем картофеля, но при этом продолжаем его импортировать. Только за март-июнь т.г. из Пакистана будет импортировано 120 тыс. тонн картофеля. Статистика по производству сельхозпродукции завышена! Такой ситуации способствует многолетнее негласное соревнование между акиматами из-за оценки эффективности их деятельности. Возможно, будет правильным отойти от такой оценки деятельности местных исполнительных органов и перейти к иным методам оценивания эффективности их работы. Считаем, что правительству необходимо пересмотреть подход к учету и сбору сведений с целью обеспечения достоверности статистических данных", - подчеркнул он. 

Следующий важный вопрос: республика на 95% импортозависима по семенам овощных культур, на 80% по саженцам плодовых. География стран-импортеров – европейские страны, Австралия, Новая Зеландия, Россия, Индия, Иран, Турция, Узбекистан, Кыргызстан и даже Украина, которая, не смотря на все сложности, достаточно динамично развивает свое сельское хозяйство по всем направлениям, уточнил мажилисмен.

"В прошлом году было импортировано семян по всем сельскохозяйственным культурам на 130 млн долларов или 58 млрд тенге, саженцев плодово-ягодных - на 5,5 млн долларов или 2,5 млрд тенге. Иначе говоря, активно поддерживаем и развиваем семеноводство зарубежных стран. Настоятельно рекомендуем правительству рассмотреть вопрос развития отечественного семеноводства и принять необходимые меры по выполнению поручения президента", - сказал он.

Тут необходимо сказать о состоянии агронауки.

"Не заканчивается череда неудачных экспериментов в этой отрасли, в результате теряются научные кадры, годами наработанная научная практика, ломается система финансирования и поддержки отечественной агронауки. Правительству и здесь надо принять оперативные меры по выправлению ситуации", - добавил Егизбаев.

И еще один немаловажный вопрос. Весь спектр плодоовощной продукции в свежем виде – это подкарантинная продукция высокого риска. 

"В гонке за насыщением внутреннего рынка упускаются вопросы фитосанитарной безопасности. Вследствии такой политики только за последние годы в республике зафиксировано 8 новых видов заболеваний – таких, как американская белая бабочка, азиатский усач, картофельная нематода и другие. И это, как говорится, уже навсегда!" - возмутился он.

О переработке плодоовощной продукции.  

"Министр в докладе озвучил о реализации 30 проектов по переработке на сумму более 93 млрд тенге, но на сегодня доля продукции с высокой добавленной стоимостью составляет всего 1,5% по всей отрасли. Куда ниже? Остается критичной ситуация по сахару. Республика почти полностью зависима от импорта как готовой продукции, так и сырья. Доля отечественного производства – менее 10%. Правительством в 2022 году был принят Комплексный план по развитию сахарной отрасли с общим бюджетом в 495 млрд тенге. В прошлом году освоены субсидии на 3,6 млрд тенге, в текущем году выделено 14,1 млрд тенге. Однако, несмотря на зачительную государственную поддержку, тенденции демонстрируют отрицательную динамику.  Так, если в 2020 году отечественным сырьем закрывали 9% внутренней потребности, то в 2021 году – 7%, а в 2022 году – 6%", - продолжил депутат. 

Парадокс: денег осваиваем больше, продукции получаем меньше, считает он. В этой связи, он рекомендует правительству рассмотреть альтернативные варианты решения данного вопроса.

"К числу нерешаемых вопросов отрасли относятся завышенные требования по залоговому обеспечению кредитов финансовых институтов. Так, для получения кредита в АКК на строительство 1 гектара тепличного комплекса четвертого поколения на сумму 1 млрд тенге по программе "Агробизнес" необходимо предоставить еще 1 млрд тенге залогов. Фермеры хотят работать, но финансисты, "жонглируя" цифрами, перекрывают им весь "кислород"!" - возмутился он.

По словам мажилисмена, одной из основных задач МСХ является регулирование развития АПК через субсидирование, но и тут все, отметил он, не так, как надо.

"Необходимо кардинально пересмотреть условия кредитования фермеров, в том числе требования по залоговому обеспечению. Постоянно меняются "правила игры". Только в период деятельности нынешнего руководящего состава министерства с сентября 2021 года по настоящее время приказы по вопросам субсидирования менялись более 20 раз! Как фермеры должны планировать свою деятельность, если госполитика по субсидированию меняется каждые полгода? Министерству крайне необходимо установить стабильные и понятные правила субсидирования и не менять их по крайней мере 5 лет", - пояснил он.

Не раз, в том числе и в стенах парламента, поднимались вопросы функционирования Единой государственной информационной системы субсидирования (ЕГИСС), но проблемы до сих пор не решены.

"Давал клятвенные заверения о готовности данной информационной системы, в том числе уже несколько раз вновь избранным депутатам мажилиса. В связи со сложившейся катастрофической ситуацией в данном вопросе комитет мажилиса по аграрным вопросам официально обратился к премьер-министру о рассмотрении ответственности руководства минсельхоза", - подчеркнул он.  

И самое главное – функция регулирования цен на социально-значимые продовольственные товары разделена между министерствами торговли и сельского хозяйства.  

"Минторговли утверждает перечень, пороговые и предельные цены, а минсельхоз осуществляет политику по закупке и реализации продовольственных товаров (стабфонды и "оборотная схема"). Основная функция МСХ, на наш взгляд, должна быть сосредоточена на производстве продукции, а не на мониторинге цен и рынков продовольственных товаров. В этой связи полагаем целесообразным рассмотреть вопрос четкого разграничения данной функции между минторговли и МСХ. С учетом вышеизложенного рекомендуем правительству принять оперативные системные решения по стратегии развития отрасли с учетом озвученных проблем и предложений", - резюмировал Егизбаев.    

Читайте по теме: 

Минсельхоз ведет переговоры с иностранными инвесторами по выращиванию сахарной свеклы

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться