Сенат вернул в мажилис законопроект, регулирующий залоговую политику банков

2360

Поправки в законодательство направлены на усиление прав ипотечных заемщиков, повышение прозрачности объективности оценки и реализации имущества.  

Сенат вернул в мажилис законопроект, регулирующий залоговую политику банков

Министр национальной экономики Асет Иргалиев представил сенаторам поправки в законодательство по вопросам госуправления, совершенствования залоговой политики банков второго уровня, регулирования оценочной деятельности и исполнительного производства, передает inbusiness.kz.                                

Законопроект предусматривает 4 основных блока поправок.

"Первый блок связан с проводимой работой по интеграции элементов новой системы государственного планирования в бюджетный процесс. В начале текущего года утверждена новая система госпланирования. Она дополнена общенациональными приоритетами, концепциями развития отраслей и национальными проектами. Особенность новой системы заключается в том, что общенациональные приоритеты и нацпроекты определяют цели и задачи для выделения бюджетных средств. Таким образом, обновленное бюджетное планирование является логическим продолжением многолетней работы по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат", - сказал он.

Второй блок поправок, по словам министра, направлен на реализацию поручений президента по обеспечению бережливой и ответственной бюджетной политики. Так, правительством принимаются меры по регламентации контрцикличных бюджетных правил в Бюджетном кодексе. Правила будут способствовать повышению устойчивости бюджета, сбережению средств и рациональному использованию Национального фонда.

"Введение с 2022 года контрцикличных бюджетных правил предусматривает, что размер гарантированного трансферта будет определяться в размере, не выше прогнозируемых поступлений в Нацфонд при "цене отсечения". Также позволит ограничить рост расходов бюджета на уровень долгосрочного экономического роста, скорректированного на целевой уровень инфляции.

"Для внедрения "расширенного бюджета" со следующего года в составе консолидированного бюджета будут учитываться финансы двух внебюджетных фондов – Государственного фонда социального страхования и Фонда социального медицинского страхования. Прогноз поступлений и расходов данных фондов будет представляться в парламент отдельным приложением в составе проекта республиканского бюджета. В целях повышения качества планирования бюджета со следующего года аналитический отчет о бюджетных рисках и устойчивости госфинансов будет представляться в парламент одновременно с проектом республиканского бюджета", – отметил он.

Третий блок поправок предусматривает совершенствование элементов бюджетного процесса в трех направлениях: межбюджетные отношения, формирование и исполнение бюджета, повышение ответственности, продолжил Иргалиев.

"Первое направление – межбюджетные отношения. Акиматы по госпланированию наделяются компетенцией по разработке методики прогнозирования поступлений в местные бюджеты. Регионам предоставляется возможность прогнозировать доходную базу самостоятельно с учетом региональной специфики, тем самым минимизировать погрешности прогноз. С прошлого года на местный уровень переданы поступления КПН от субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях дальнейшего их эффективного распределения предлагается установить норматив распределения из областного бюджета в районный бюджет на уровне не менее 50%. Такое соотношение принято на основе анализа распределения КПН внутри области", – пояснил он.

В рамках данного направления, по его словам, принимаются меры по усилению подотчетности акиматов в использовании средств целевых трансфертов на развитие. Таким образом, в вопросах использования средств целевых трансфертов из республиканского бюджета исключается размытость ответственности между администратором республиканской бюджетной программы и местным исполнительным органом, считает глава ведомства.

"Второе направление – обеспечение качества планирования и исполнения бюджета. Вводятся ограничения на корректировку значений целевых индикаторов планов развития в четвертом квартале по причине ожидаемого неосвоения бюджетных средств.  Также администраторам бюджетных программ запрещается производить изменения в утвержденные натуральные нормы более одного раза в год. Третье направление – повышение ответственности при управлении заемными средствами. Вводится запрет на принятие местными исполнительными органами обязательств за третьих лиц по долговым обязательствам, а также ответственность первых руководителей администраторов бюджетных средств за неосвоение заемных средств в установленный срок", – уточнил он.

Четвертый блок поправок в законодательство направлен на усиление прав ипотечных заемщиков, повышение прозрачности объективности оценки и реализации имущества, а также на совершенствование налогового законодательства. В связи с чем, подвергаются изменениям положения ряда кодексов (предпринимательского, уголовного, гражданского и др.) и законов об ипотеке, исполнительном производстве, оценочной деятельности, платежах и платежных системах и другие, резюмировал министр.

В свою очередь сенатор Нурлан Бекенов сказал, что в ходе обсуждения законопроекта возникла необходимость внесения изменений и дополнений по следующим направлениям.

Первое направление связано с изменением даты вступления в силу Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции". Так 2 декабря 2021 года подписано Решение Евразийской экономической Комиссии об изменении даты вступления в силу Технического регламента ЕАЭС "О безопасности алкогольной продукции" с 1 января 2022 года на 1 января 2024 года.

"Указанным Техническим регламентом даны понятия алкогольной продукции и его виды. Также указанным регламентом урегулированы вопросы оборота алкогольной продукции, ее безопасности, маркировки и транспортировки на территории ЕАЭС. На сегодня в ряд законодательных актов РК в свое время уже были внесены соответствующие изменения. А также данным законопроектом предусмотрены нормы касательно приведения понятий, об алкогольной продукции, с указанным Техническим регламентом, которые вводятся в действие с 1 января 2022 года", – отметил депутат.

В связи с чем, предлагается: исключить слова "спиртные напитки" в части компетенции правительства, устанавливающего минимальные розничные цены на алкогольную продукцию в Предпринимательском кодексе, уточнил он.

"Второе. Привести в соответствие законы "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" и "О разрешениях и уведомлениях" с Налоговым кодексом и Техническим регламентом в части расширения понятий и видов алкогольной продукции, добавив такие виды, как "водки с защищенным наименованием места происхождения товара", "вино наливом" и "пивоваренная продукция", – продолжил Бекенов.

Третье, в Законе "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам технического регулирования, предпринимательства, совершенствования системы государственного управления и платежей" перенести сроки введения действия норм, имеющих отсылочные положение на Технический регламент, с 2022 года на 2024 год.

Второе направление по бюджетному блоку.

"Первое. С целью повышения сохранности активов Национального фонда предлагается при определении темпов роста расходов республиканского бюджета цель по инфляции определять исходя из конкретного значения целевого ориентира. Второе. В случае наличия остатка привлеченного гарантированного трансферта на конец финансового года в следующем финансовом году сократить привлечение данного трансферта на сумму остатка, направив его в зачет гарантированного трансферта следующего периода", – пояснил сенатор.

Третье, по его словам, одним из критериев бюджетного кредитования является экономическая и социальная эффективность реализации мероприятий. В этой связи считаем целесообразным предусмотреть заслушивание акимов областей, городов республиканского значения, столицы и по бюджетным кредитам, которые также, как и целевые трансферты выделяются из республиканского бюджета.

Третье направление предусматривает поправки по погашению задолженности по комиссиям и иным платежам, связанным с предоставлением кредита, по истечении 90 календарных дней просрочки исполнения обязательства, а также по созданию провизий кредитными товариществами и уточнению процедуры обжалования решения о приостановлении действия свидетельства "оценщика".

Отметим, что сенат направил в мажилис законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного управления, совершенствования залоговой политики банков второго уровня, регулирования оценочной деятельности и исполнительного производства".

Дана Карина

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться