Транспорт и логистика: ключевые инфраструктурные прорывы года

259

Транспортно-логистическая отрасль Казахстана в текущем году продемонстрировала беспрецедентные темпы развития, закрепляя за страной статус ключевого транзитного хаба Евразии.

Транспорт и логистика: ключевые инфраструктурные прорывы года Фото: rail-news.kz

Реализация масштабных инфраструктурных проектов охватила железнодорожный, морской, авиационный и автодорожный секторы, создав основу для устойчивого роста грузоперевозок и региональной связности, передает inbusiness.kz.

Одним из главных достижений стало досрочное завершение строительства второй линии железнодорожного маршрута Достык – Мойынты. Проект стоимостью 542 млрд тенге был введен в эксплуатацию на два года раньше запланированного срока. В результате пропускная способность маршрута увеличилась с 12 до 60 пар поездов в сутки, а объем перевозок вырос на 42%. Скорость контейнерных поездов достигла 1500 км в сутки, а грузопоток через пограничный переход "Достык — Алашанькоу" увеличился в пять раз. Этот маршрут стал одним из ключевых элементов сухопутного сообщения между Китаем и Европой.

Стратегическое значение для развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (Среднего коридора) имеет запуск контейнерного хаба в порту Актау. В июле 2025 года был введён в эксплуатацию первый пусковой комплекс. Новый хаб позволит консолидировать контейнерные перевозки для стран Центральной Азии и эффективно обслуживать растущие транзитные грузопотоки, повышая конкурентоспособность казахстанских морских портов.

Знаковым событием стало открытие казахстанского мультимодального терминала в грузинском порту Поти. В июне 2025 года терминал "Poti TransTerminal" мощностью 120 тыс. контейнеров в год начал работу, став первым частным казахстанским терминалом на Черном море. Проект обеспечивает прямой выход к черноморским портам без пересечения российской границы и формирует полноценную логистическую цепочку из Китая через Казахстан и Каспий в Европу. Запуск терминала синхронизирован с развитием портовой инфраструктуры Актау и Курыка.

Институциональное укрепление Среднего коридора обеспечено созданием совместного предприятия Middle Corridor Multimodal Ltd. Участие Казахстана, Азербайджана и Грузии позволило внедрить принцип "одного окна" для мультимодальных перевозок. Единый оператор гарантирует фиксированные тарифы и сроки доставки, сокращая время оформления документов на 40–50% и снижая административные издержки грузоотправителей.

Параллельно реализуются проекты в сфере авиационной инфраструктуры. В стране начато строительство новых региональных аэропортов малой авиации в туристических зонах Катон-Карагай, Зайсан и Кендерли. Аэропорты ориентированы на обслуживание внутренних маршрутов и развитие туризма с учетом умеренного пассажиропотока.

 

Значительный импульс получил и железнодорожный пассажирский сектор. Ведётся модернизация 124 вокзалов по всей стране, из которых более 80 планируется ввести в эксплуатацию уже в текущем году. Работы охватывают 121 объект и направлены на повышение комфорта, безопасности и доступности транспортных услуг.

Комплексные изменения затронули и автодорожную сеть. Завершён ремонт и реконструкция 13 тыс. километров дорог всех категорий. В числе ключевых проектов — трассы Караганда – Алматы, Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Атырау – Астрахань, Актобе – Кандыагаш, Жезказган – Кызылорда. Обновление дорожной инфраструктуры усиливает межрегиональные связи и способствует экономической активности.

В совокупности реализованные проекты демонстрируют системный подход Казахстана к развитию транспортно-логистического потенциала. Укрепление транзитных коридоров, диверсификация маршрутов и модернизация инфраструктуры формируют устойчивую основу для интеграции страны в глобальные цепочки поставок.

Читайте по теме:

Токаев предложил внедрить ИИ в работу ЕАЭС и устранить барьеры на границах

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться