100 вопросов к новым электробусам в Нур-Султане

19668

Акимат приобретает 100 машин на электрической тяге.

100 вопросов к новым электробусам в Нур-Султане

По данным ТОО "Астана ЛРТ", компания до нового года намерена приобрести 100 электробусов для выхода на городской маршрут.

Как рассказал председатель правления Бекмырза Игенбердинов, стоимость одной машины составит 146 млн тенге ($380 тысяч). В целом на покупку будет затрачено 14,6 млрд тенге ($38 млн). Автобусы марки Yutong ZK6128BEVG будут куплены в лизинг у ТОО "СарыаркаАвтоПром" через АО "БРК-Лизинг". Авансовый платеж в размере 20% от стоимости составит 1,9 млрд. тенге. Средства будут выделены из местного бюджета. Машины передадут в аренду муниципальному автобусному парку № 1. Первые машины поставят в декабре текущего года.

По данным акимата, в феврале проводилось тестирование техники при низких температурах, где "электроавтобус показал себя с наилучшей стороны", заверяют в ответе на официальный запрос inbusiness.kz. Однако результаты тестирования не были предоставлены. В открытом доступе нет информации, какая компания проводила тестирование, были ли приглашены независимые сторонние специалисты, каким параметрам должны были отвечать данные электробусы, выходили ли они маршруты или пустыми проехались по городу, насколько хватило одного заряда батарей и другие вопросы, которые должны были поставить перед эксплуатацией машин.

Если положительные результаты представило ТОО "СарыаркаАвтоПром", то это субъективное мнение, так как производитель является заинтересованной стороной. По сообщениям компании, автобусы данной марки зарекомендовали себя на китайском рынке. Однако стоит учитывать, что в Поднебесной южнее Пекина нет центрального отопления, поэтому сравнивать с Нур-Султаном, по праву занимающим второе место в списке самых холодных столиц мира, совершенно не корректно.

Срок эксплуатации электроавтобусов составляет не менее 12 лет при разнице температурного режима от -45 до до +50 градусов, сообщают в акимате. Как говорит директор одного автопарка, максимальный срок службы автобуса на дизеле – семь лет, норма амортизации по автотранспорту в год составляет 25%. Таким образом, можно предположить, что и электробусы выйдут из строя через 5-7 лет и, вероятнее всего, не прослужат обещанные 12 лет.

Эксплуатация электробусов будет значительно дешевле, экономия на топливе составит порядка 70-80%, оптимистично полагают в "Астана LRT". Расход электроэнергии составил 1кВт на 1 км. К примеру, при тестировании электробусов в России выяснилось, что стоимость одного километра автобусов на газе ниже расходов на электроэнергию автобусов на электрической тяге. Также пока неизвестно, сколько будет стоить создание инфраструктуры для электробусов. Нет информации, сколько составит себестоимость проезда, какого объема субсидии потребуют данные электробусы, гарантирует ли производитель замену батареек, что будет в ситуации, если все сто автобусов не смогут выехать при температуре в минус 30 градусов. При этом техническое обслуживание не включено в стоимость, производитель предоставляет гарантию.

Финансы автопарков и "Астана LRT" синхронно поют романсы

Напомним, с 2014 года подвижной состав столицы обновлен на 775 автобусов марки Iveco. Из них 598 единиц были переданы в автобусный парк № 1; 35 – в автобусный парк № 2; 85 – в автобусный парк № 3; 57 – в автобусный парк № 4. Общественный транспорт столицы обслуживают автобусы, средний срок эксплуатации которых на текущий момент не превышает пяти с половиной лет. За последние пять лет подвижной состав автопарков обновлен на 70%, сообщают в акимате.

Отметим, обновление парка было произведено за счет заемных средств Европейского банка реконструкции и развития. Между тем в акимате не могут сообщить, какую сумму в настоящее время составляет долг перед ЕБРР за автобусы. "На сегодня этот вопрос изучается, проводятся процедуры по корректировке финансвово-экономического обоснования". Напомним, кредит ТОО "Астана LRT" перед ЕБРР по траншу (а) погашается по схеме 3,75%+ ставка Euribor, по траншу (b) – 4,75% + годовая инфляция. Льготный период окончился в апреле 2019 года, он длился с момента займа – с 2016 года по апрель 2019 года.

Долги за 380 автобусов марки IVECO ТОО "СарыаркаАвтоПром" также еще погашают. Как известно, 170 единиц автобусов были приобретены без привлечения займа. Займ за 210 единиц автобусов погашается по траншу (а) – полугодовыми платежами, по траншу (b) – квартальными платежами.

Отметим, долги перед ЕБРР оплачивает ТОО "Астана LRT", а автопарки погашают задолженность за автобусы перед "Астана LRT" по договорам финансового лизинга по ставке 5,4%. В акимате не могут сообщить, насколько выросли платежи в связи с курсом доллара. На сегодня этот вопрос изучается, проводятся процедуры по корректировке ФЭО, констатируют в ответе. При этом не скрывают, что в настоящее время автобусные парки испытывают финансовые трудности, в связи с чем не могут выполнить обязательства по финансовому лизингу перед "Астана LRT". В автопарке № 4 ранее сообщали, что накопили долг за лизинг автобусов "Астана LRT" на сумму один миллиард тенге.

В целом количество субсидий растет ударными темпами. Если в 2016 году субсидии не выплачивались, в 2017 году было выплачено 373 млн тенге, в 2018 году эта сумма выросла в 10 раз до 3,5 млрд тенге, за неполный 2019 год из бюджета направлено 3,9 млрд тенге на субсидирование городских пассажирских перевозок.

Экономика проекта

По данным "СоюзАвтопром", в 2019 году в Казахстане было приобретено всего три электромобиля. В то время как столичный акимат планирует закупить сразу сто машин. В чем разница? В покупателях. В первом случае покупатели платят из своего кармана, во втором – государственные деньги.

Основной упор, который делают в "Астана LRT" при покупке электробусов, – экономия. Однако если стоит цель – сэкономить, то надо покупать машины гораздо дешевле 400 тысяч долларов за единицу. В свою очередь, аким столицы Алтай Кульгинов делает акцент на экологичности использования машин на электрической тяге, однако не приводит точные данные, насколько наличие 100 электробусов отразится на экологической обстановке в городе. Он и не сможет привести эти данные, потому что их не могут предоставить даже в Министерстве экологии. Как сообщили в Минэкологии на официальный запрос inbusiness.kz, "нормативы эмиссий от передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не устанавливаются". При этом в министерстве сообщили, что от общего объема выбросов в столице 54% приходится на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2.

Как известно, в настоящее время ведется строительство газопровода "Сарыарка". Перевод столичных ТЭЦ на газ осуществится в приоритетном порядке. Кроме того, по данным МВД, в Нур-Султане зарегистрировано порядка 300 тысяч автомобилей. Ежедневно на улицы города выезжают 250-300 тысяч машин. Поэтому вряд ли курсирование ста электробусов может серьезным образом повлиять на улучшение окружающей среды. А на бюджет города повлияет, который формируется от поступлений налогоплательщиков. И, возможно, горожане, особенно те, которые не пользуются общественным транспортом, не горят желанием спонсировать приобретение акиматом дорогостоящих автобусов, в то время как их дети учатся в третью смену в переполненной школе. Может быть, стоит купить автобусы на дизельном топливе, а на сэкономленные средства построить несколько школ. Как отмечают руководители автопарков, на рынке есть автобусы по цене 30 млн тенге за единицу.

Покупая дорогие автобусы, возможно, столичный акимат пытается поддержать отечественное автомобилестроение, привыкшее жить на государственных дотациях, которые идут как через субсидирование процентной ставки для покупателей, отмене уплаты НДС, так и путем покупки акиматами дорогостоящих автобусов. Сложно сказать, какой реальный спрос на отечественные машины, не будь поддержки государства. Отметим, ТОО "СарыаркаАвтоПром" является неплательщиком НДС. От суммы в 14,6 млрд тенге компания не оплатит 1,7 млрд тенге, что равняется примерно половине от объема субсидий, который выплачивает столичный акимат перевозчикам.

Также мы не знаем, сколько составляет локализация производства электробусов, какова доля казахстанского содержания, занятость местного населения. Неизвестно, по какой цене и в каком виде электробус поступает в Казахстан. Без знания данных параметров невозможно установить, насколько данный продукт можно считать отечественным.

Муниципальный автопарк погряз в долгах

Большую часть маршрутов столицы обслуживает муниципальный автобусный парк № 1, ему передана основная часть новых автобусов, закупленных с 2014 года, – 598 единиц. При этом парк убыточен, его три раза выставляли на приватизацию, но покупателей не нашлось. В тендерной документации говорится, что инвестор должен после подписания договора доверительного управления за счет собственных средств погасить краткосрочную кредиторскую задолженность предприятия на сумму 1,3 млрд тенге перед контрагентами и 7 млрд тенге перед ТОО "Астана LRT" по обязательствам финансового лизинга. Также за счет средств доверительного управляющего обеспечить исполнение обязательств по договорам финансового лизинга между АО "Автобусный парк № 1" и ТОО "Астана LRT".

В юридическом анализе АО "Автобусный парк № 1", проведенном DASCO Consulting Group, говорится, что общая сумма, подлежащая выплате в пользу ТОО "Астана LRT", составляет 50,5 млрд тенге. В отчете уточняется, что платежеспособность Компании по выплате долга не была учтена. "Таким образом, Компания (АО "Автобусный парк № 1" – Ред.) не в состоянии выплачивать долговые обязательства по договорам финансового лизинга".

Кроме лизинговых платежей в настоящее время автопарк имеет долг по ГСМ на 537 млн тенге и накопленный убыток за последние пять лет на сумму 3,1 млрд тенге.

Таким образом, столичный акимат в лице "Астана LRT", вместо того чтобы попытаться решить проблему автобусного парка, погрязшего в долгах, планирует передать в лизинг еще 100 электробусов на сумму 14,6 млрд тенге и довести долг автопарка до 70 млрд тенге, заведомо зная, что данный долг не будет погашен: парк убыточен.

В свою очередь, узнать, сколько составляют долги ТОО "Астана LRT" перед ЕБРР, не предоставляется возможным – в компании не смогли дать ответ на письменный вопрос. ТОО не публикует аудированную финансовую отчетность за последние два года. Одно понятно, в случае неплатежей перед ЕБРР и "БРК-Лизинг" долги закроют из средств местного бюджета.

Как сообщается на сайте управления стратегического и бюджетного планирования города, бюджетом развития управлению транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры в 2019 году предусмотрено выделение 45,9 млрд тенге. Эти средства планируется направить на продолжение строительства Малой кольцевой дороги, строительство и реконструкцию дорог и инженерных сетей в жилых массивах, строительство улицы № 27 на участке от ул. № 39 до ул. Калдаякова и моста через реку Есиль по ул. № 27, строительство подъездных дорог к социальным объектам и других объектов транспортной инфраструктуры, а также на увеличение уставного капитала для оплаты кредитных платежей по строительству ЛРТ и по приобретению 210 городских автобусов.

Таким образом, бремя от покупки дорогих автобусов уже по традиции ляжет на плечи налогоплательщиков и городской казны. Напомним, другую крупную затею ТОО "Астана LRT" и столичного акимата по строительству легкорельсового транспорта в конечном итоге расхлебывало Правительство. Как известно, в сфере железнодорожных пассажирских перевозок национальный оператор пригласил для работы группу германских специалистов Deutsche Bahn. Возможно, в ближайшее время актуальным станет вопрос замены казахского менеджмента на иностранный и в сфере городских перевозок Нур-Султана.

Майра Медеубаева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться