24 декабря: день истории, Сочельника и тепла

276

От Измаила до варежек: чем уникален этот день. 

24 декабря: день истории, Сочельника и тепла Фото: pixabay.com

24 декабря — дата, в которой удивительным образом сошлись история, традиции и человеческое тепло. В этот день вспоминают великие военные победы, чествуют хранителей национальной памяти, отмечают профессиональные и государственные праздники, а также погружаются в атмосферу уюта и семейных обычаев накануне Рождества. От грома пушек под Измаилом до тихого тепла варежек, от архивных документов до рождественского очага — 24 декабря объединяет разные смыслы, напоминая о прошлом, настоящем и вечных ценностях, передает inbusiness.kz со ссылкой на calend.ru.

Сочельник у западных христиан

Сочельник — особый день в христианском календаре, который предшествует Рождеству Христову и становится временем внутренней тишины, ожидания и подготовки к одному из самых значимых праздников года. В этот вечер верующие вспоминают события, связанные с рождением Спасителя, а семейные традиции переплетаются с церковными обрядами, формируя атмосферу единения и духовной сосредоточенности.

Само название "сочельник", как полагают исследователи, происходит от слова "сочиво". Так называют особую зерновую кашу, которую готовят из пшеницы или других злаков с добавлением меда и фруктов. Традиционно вкушать "сочиво" положено именно в канун Рождества и только после литургии, которая соединяется с вечерней службой. Эта трапеза символизирует смирение и ожидание, подчеркивая, что духовное в этот день важнее повседневного.

Обычай не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды широко известен и почитаем. Он связан с воспоминанием о звезде на Востоке, которая возвестила миру о рождении Христа. Вместе с тем, церковный устав не предписывает строгого соблюдения этого правила, и в разных странах и семьях традиция может соблюдаться по-разному, в зависимости от местных обычаев и пастырских рекомендаций.

В рождественский сочельник богослужения имеют особый порядок. Утром в церквях служится месса по чину Адвента, а месса навечерия Рождества начинается затемно. Как правило, она совершается в полночь, однако по пастырским соображениям разрешено начинать богослужение на несколько часов раньше, чтобы как можно больше верующих смогли принять в нем участие.

Во время мессы вспоминаются ветхозаветные пророчества и ключевые события, относящиеся к Рождеству Спасителя. По завершении службы пастор выносит импровизированные ясли с фигуркой, изображающей младенца Иисуса. Этот момент воспринимается как кульминация ожидания и радости, после чего верующие направляются домой, чтобы разделить праздничный ужин в кругу близких.

Сегодня Сочельник во многих западных странах, как и само Рождество, считается, прежде всего, семейным праздником. Даже те, кто не посещает церковь регулярно, стараются провести этот вечер дома, за общим столом, собираясь всей семьей. Именно здесь религиозный смысл праздника тесно переплетается с человеческим теплом и традицией совместного общения.

Весь ритуал трапезы Сочельника возглавляет отец семейства. Перед самым началом застолья читают отрывок Евангелия от Святого Луки о Рождестве Христа, а затем произносится общая семейная молитва. Эти слова задают тон всему вечеру, напоминая о духовной основе праздника.

Во время ужина присутствующие обмениваются облатками. Облатки — это пластинки пресного хлеба с фигурным рисунком, которые символизируют тело Христа. Отломив кусочек облатки, тот, кому ее дарят, произносит доброе пожелание. Этот обычай считается одним из самых трогательных и важных событий вечера, подчеркивающим взаимное уважение и любовь между близкими людьми.

Широко распространен и обычай оставлять за рождественским столом незанятое место. Считается, что если кто-нибудь придет в дом в Рождество, он будет принят как брат. Этот жест символизирует память о близких и дорогих людях, которые не могут в этот день встретить праздник вместе с семьей, а также готовность разделить радость с теми, кто оказался одинок.

Напомним, что Русская Православная церковь отмечает Рождественский сочельник 6 января. Несмотря на различия в датах и обрядах, смысл этого дня остается единым — это время ожидания, внутреннего сосредоточения и подготовки к Рождеству Христову, которое объединяет миллионы людей по всему миру.

Сочельник в Болгарии

Сочельник, который в Болгарии называют "Быдни вечер" или "Малая Коляда", отмечается 24 декабря и считается одним из самых устойчивых и почитаемых семейных праздников в национальном календаре. Это особый вечер накануне большого торжества — Рождества Христова, полностью посвященный приготовлениям, обрядам и ожиданию чуда. В болгарской традиции Сочельник — не просто дата, а важный рубеж, символ завершения старого года и надежды на изобилие в новом.

Подготовка к Быдни вечеру начинается задолго до наступления темноты и касается всех членов семьи. Мужчины, как правило, собираются группами и занимаются разделкой поросенка, предназначенного для праздничного стола на следующий день. Его режут и свежуют, соблюдая устоявшиеся сельские обычаи. В это же время женщины пекут обрядовые хлеба и готовят постные блюда, предназначенные именно для сочельника. Особая роль отводится хозяину дома — он заготавливает "быдник" или "божик", толстое полено, чаще всего дубовое, которое предназначено для праздничного очага.

"Быдник" в болгарской традиции — не просто дрова, а важный символ. Он олицетворяет "Молодого Бога", которому предстоит возродиться в эту ночь. Когда хозяин дома входит с поленом в дом, он обязательно произносит вопрос: "Славите ли вы Молодого Бога?". Ответ должен последовать сразу: "Славим, славим, добро пожаловать!". В прошлом "быдник" поливали мирровым маслом и обвивали белым льняным полотном, подчеркивая его сакральное значение. Считалось, что внесение этого символического полена в дом сулит увеличение урожая и прибавление скота в будущем году. Вечером, когда зажигают очаг или камин, "быдник" кладут посередине так, чтобы он горел всю ночь.

Особое место в Быдни вечер занимает праздничный стол. Главным его украшением становится обрядовый хлеб — "божичник". Его замешивают на так называемой "молчаливой воде". Эту воду утром приносят девушки из колодца, при этом они не должны ни с кем разговаривать. Сам хлеб большой, круглый, богато украшенный сверху фигурками, символизирующими стога сена, скот, дом, соху. Делается это для того, чтобы при разломе каждому члену семьи досталась часть всего этого добра и благополучия. Отдельно пекут караваи, которые предназначены для колядовщиков.

Хозяйка дома готовит к сочельнику нечетное количество постных блюд. На стол обычно ставят красный болгарский перец, начиненный зрелой фасолью или рисом, постные голубцы, компот из сушеных фруктов — слив, груш и яблок, фасоль или чечевицу, свежие фрукты и орехи. Обязательными считаются тарелочка с медом, головки чеснока и лука. Особенно домовитые хозяйки не упускают возможности поставить на стол и "тиквеник" — слоеный сладкий пирог с начинкой из тыквы. Считается, что чем больше блюд в этот вечер, тем щедрее и удачнее будет наступающий год.

Ужин начинается с молитвы и обрядовых слов. Хозяин дома поднимает "божичник" и перед тем, как разломить его, произносит:

"Пусть в новом году уродится все — и хлеб, и виноград, и кукуруза. Пусть хлев будет полон скотом. Господь наш, прейди к нам и поужинай вместе с нами".

Эти слова отражают главную суть праздника — просьбу о благополучии, достатке и божьем покровительстве.

Первый кусок обрядового хлеба ставят перед домашней иконой, часть обязательно отдают на корм домашнему скоту, а остальное распределяют между членами семьи. В последнее время в хлеб принято класть монету. Считается, что тому, кому она попадется, в следующем году будет везти во всех делах. После ужина семья остается в ожидании колядовщиков, которые вскоре появятся у дома с песнями и благопожеланиями.

Быдни вечер в Болгарии и сегодня остается живой традицией, где древние языческие символы органично переплетаются с христианским смыслом Рождества. Этот Сочельник по-прежнему собирает семьи вместе и напоминает о том, что главное богатство — это дом, огонь в очаге и люди, сидящие за одним столом.

День работников архивных учреждений Украины

Ежегодно 24 декабря в Украине отмечается День работников архивных учреждений — профессиональный праздник людей, которые ежедневно сохраняют документальную память страны. За сухими датами и строгими формулировками архивных описей скрывается колоссальная работа по сохранению истории, науки и культуры, без которой невозможно осмысление прошлого и понимание настоящего.

Праздник был установлен Указом президента Украины №1200/98 от 30 октября 1998 года. В документе подчеркивается, что решение принято, "учитывая значительный вклад архивных учреждений Украины в развитие отечественной науки и культуры, другие сферы жизни общества, необходимость последующего совершенствования архивного дела и в поддержку инициативы работников архивных учреждений". Таким образом, государство официально признало роль архивистов как ключевых хранителей национального наследия.

История архивного дела в Украине берет начало в переломный период начала ХХ века. Первый государственный орган управления архивами был создан в 1917 году во времена Центрального Совета. Им стал библиотечно-архивный отдел, который с декабря 1917 года по апрель 1918 года возглавлял профессор О.С. Грушевский. Именно тогда были заложены основы системного подхода к хранению и учету документов.

В советский период архивная система продолжала развиваться в рамках государственной структуры. С 1974 по 1991 год действовало главное архивное управление при Совете министров УССР. Этот орган координировал работу архивов, формировал нормативную базу и обеспечивал сохранность документальных фондов. После получения Украиной независимости изменились как название, так и организационно-правовой статус архивного ведомства.

С декабря 1999 года центральным органом в сфере архивного дела стал Государственный комитет архивов Украины. Позже его правопреемником была определена Государственная архивная служба Украины, сокращенно — Укрдержархив. Она была образована в соответствии с Указом президента Украины от 9 декабря 2010 года "Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти". С этого момента архивная система получила обновленную структуру управления.

Сегодня в архивных учреждениях Украины трудится свыше 3,5 тысяч человек. Это специалисты, которые занимаются не только хранением документов, но и их описанием, реставрацией, оцифровкой и предоставлением доступа исследователям и гражданам. Их работа зачастую остается незаметной, но именно она обеспечивает сохранность исторических источников для будущих поколений.

В архивных учреждениях системы Укрдержархива сосредоточено свыше 60 миллионов единиц хранения различных видов документов Национального архивного фонда страны. Это официальные акты, рукописи, фотографии, карты, личные фонды и другие материалы, отражающие многовековую историю Украины. Масштаб этих фондов подчеркивает ответственность, которую несут архивисты, ежедневно работая с уникальными и зачастую невосполнимыми источниками.

День работников архивных учреждений — это не только повод для поздравлений, но и напоминание о значении архивов в жизни общества. В условиях быстрых изменений и информационных потоков именно архивы остаются опорой исторической памяти, а труд их сотрудников — основой сохранения культурного и научного наследия страны.

День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками

Ежегодно 24 декабря в России отмечается День воинской славы — День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием Александра Суворова. Эта дата связана с одним из самых ярких и дерзких военных успехов в истории русской армии и официально закреплена Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года "О днях воинской славы (победных днях) России".

В ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов взятие Измаила имело ключевое стратегическое значение. Крепость считалась цитаделью турецкого владычества на Дунае и была построена под руководством немецких и французских инженеров с учетом новейших требований фортификации того времени. С юга ее защищал Дунай шириной около полкилометра. Вокруг крепостных стен был вырыт ров шириной 12 метров и глубиной от 6 до 10 метров, а в отдельных местах он был заполнен водой глубиной до 2 метров. Внутри города находилось множество каменных построек, удобных для обороны. Гарнизон крепости насчитывал 35 тысяч человек и располагал 265 орудиями.

В ноябре 1790 года русские войска начали осаду Измаила. Две попытки штурма оказались неудачными. После этого главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал Григорий Потемкин поручил взятие считавшейся неприступной крепости Александру Суворову. С его приходом началась интенсивная и тщательно продуманная подготовка к решающему удару.

Стремясь избежать лишнего кровопролития, Суворов направил коменданту Измаила ультиматум с предложением сдать крепость. Ответ был предельно жестким и вошел в историю:

"Скорее небо обрушится на землю, и Дунай потечёт вверх, чем сдастся Измаил".

После этого стало ясно, что штурм неизбежен.

(11) 22 декабря 1790 года русские войска девятью колоннами одновременно двинулись на штурм крепости с разных направлений. Речная флотилия подошла к берегу и под прикрытием артиллерийского огня высадила десант. Бой продолжался 9 часов. Турецкие войска оборонялись упорно, но умелое руководство Суворова и его соратников, а также отвага русских солдат и офицеров решили исход сражения — Измаил был взят.

Потери неприятеля оказались колоссальными: 26 тысяч человек были убиты, 9 тысяч взяты в плен. Русские войска захватили 265 орудий, 42 судна и 345 знамен. Потери русской армии убитыми и ранеными первоначально оценивались в четыре с половиной тысячи человек. По другим данным, погибло около четырех тысяч солдат, еще шесть тысяч получили ранения.

Особую значимость этой победе придает тот факт, что Измаил был взят армией, уступавшей по численности гарнизону крепости. Это чрезвычайно редкий случай в истории военного искусства. Успех был обеспечен тщательной и скрытной подготовкой, внезапностью действий, одновременностью удара всех колонн, а также ясной и точной постановкой задач.

Взятие Измаила во многом предопределило быстрое и успешное завершение войны с Турцией. Боевые действия завершились Ясским миром 1792 года, который закрепил за Россией Крым и северное Причерноморье от Кубани до Днестра.

Российская императрица Екатерина II повелела выбить медаль в честь Александра Суворова за взятие Измаила и учредила офицерский золотой крест с надписью "За отменную храбрость" для награждения отличившихся при штурме города. Этой победе был посвящен и гимн "Гром победы, раздавайся!" — музыка Осипа Козловского, слова Гавриила Державина.

Сегодняшний День воинской славы — еще один повод вспомнить героев далекой войны и обратиться к истории великих сражений русской армии, где мужество, дисциплина и военный гений определяли судьбу государства.

День варежки

24 декабря отмечается уютный и по-настоящему добрый праздник, связанный с привычным предметом зимнего гардероба большинства жителей России, — День варежки, или День рукавицы. В разгар холодного сезона этот день словно напоминает о простых вещах, которые дарят тепло, комфорт и ощущение заботы, особенно когда за окном мороз и снег.

Жители северных регионов с детства знакомы с таким предметом одежды для рук, как варежки. В отличие от перчаток, у них всего два отделения: одно для большого пальца и одно — для остальных. Это решение оказалось не только простым, но и весьма практичным. Когда пальцы находятся вместе, тепло сохраняется лучше, тогда как в перчатках по отдельности они замерзают быстрее. Именно поэтому варежки на протяжении веков оставались незаменимыми в суровых зимних условиях.

Считается, что русское слово "варежка" произошло от словосочетания "варяжская рукавица", и, возможно, этот предмет одежды был заимствован у варяг. Слово "рукавица" образовано от слов "рука" и "вить", что означает "обвивать", то есть защищать кисть руки от холода и ветра. Уже в самом названии отражена основная функция этого аксессуара.

Археологические данные свидетельствуют о том, что варежки существовали уже в первом тысячелетии нашей эры, в частности, на территории скандинавских стран. Причем, даже тогда они не ограничивались ролью простой защиты от холода — варежки украшали орнаментами и отличали по цвету. На Руси рукавицы впервые официально упоминаются в Смоленской грамоте 1229 года, хотя, вероятнее всего, они использовались и значительно раньше. Трудно представить крестьянский быт зимой без этого элемента одежды.

Варежки носили все — от мала до велика, и мужчины, и женщины. При этом они различались по назначению. Женские, как правило, были более нарядными и изящными, а мужские — практичными и прочными. Использовали сразу несколько пар: сначала надевали вязаные варежки, называемые исподочками, затем меховые — мохнатки. Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или изготовленные из конского волоса. Названий у этого предмета одежды было множество: вареги, варежки, варьги, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни. Все зависело от материала — шерсти, меха, ниток или кожи.

Со временем варежки стали выполнять не только утилитарную, но и социальную функцию. По ним можно было определить статус владельца. Для повседневной работы использовали простые рукавицы, а по праздникам надевали красивые варежки с узорами и вышивкой. Для знати их изготавливали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Орнаменты имели особый смысл: считалось, что они приносят в дом достаток и благополучие, защищают от злых сил и помогают в добрых делах.

Сегодня варежки не утратили своей актуальности. Они по-прежнему согревают руки во время зимних прогулок, лепки снеговиков и игры в снежки. Существуют даже специальные рукавицы для военных — с дополнительным отделением для указательного пальца, чтобы можно было нажимать спусковой крючок, не снимая варежек. При этом особую ценность имеют варежки, связанные родным человеком. В них — тепло рук, забота и частичка души, которую невозможно заменить фабричным изделием.

Современное разнообразие рукавичек поражает воображение. Варежки делают из шерсти и трикотажа, меха и кожи, ткани и шелка, украшают аппликациями, вышивкой и самыми разными орнаментами. Свою пару найдет даже самый требовательный модник или модница. Недаром варежки носят Дед Мороз и Снегурочка, а сами рукавички нередко становились героями народных сказок и советских мультфильмов.

Не удивительно, что у такого небольшого, но важного предмета гардероба появился собственный праздник. В День варежки можно подарить близким пару красивых и теплых рукавиц, пока зима в самом разгаре. А можно почитать сказки про рукавички, посмотреть старые мультфильмы, освоить техники вязания или посетить мастер-классы, чтобы создать эти уютные вещи своими руками и провести время всей семьей.

Читайте по теме:

23 декабря: какие праздники отмечают в Казахстане и мире

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться