Абсолютно новый Дон Кихот

10702

Любовь и мечты, тореадоры и цыгане, дриады и амуры, чучело рыцаря и живой Росинант: в театре "Астана Опера" прошла премьера балета "Дон Кихот". 

Абсолютно новый Дон Кихот

Главный герой живет в мире своих фантазий, поэтому постановщики балета дали волю воображению, усложнив зрелище множеством сценических эффектов. Балет "Дон Кихот", созданный Мариусом Петипа на музыку Людвига Минкуса, берет в качестве сюжета только малую часть приключений "хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского", а именно две главы второго тома, рассказывающие о несостоявшейся свадьбе богача Камачо (в балете Гамаш) с красавицей Киттерией (Китри), возлюбленной деревенского юноши Базилио (Базиля). В сущности, это романтическая комедия. Отец Китри, трактирщик Лоренцо, отказывается выдавать дочь за небогатого Базиля. Но Дон Кихот, всегда готовый бороться за истинную любовь, помогает влюбленным соединиться.

Эту вдохновляющую историю на сцене "Астана Оперы" воплотила итальянско-казахстанская постановочная группа, а точнее балетмейстер-постановщик – народная артистка России Алтынай Асылмуратова, дирижер-постановщик - Арман Уразгалиев. Декорациями и костюмами занималась прославленная супружеская пара Эцио Фриджерио и Франка Скуарчапино.

Как рассказала балетмейстер Алтынай Асылмуратова, балет "Дон Кихот" был впервые поставлен Мариусом Петипа 147 лет назад в Большом театре. Спектакль Петипа претерпел много различных редакций, самая известная из которых – Александра Горского, созданная в 1900 году. Со временем и она пережила некоторые метаморфозы: появились вставные номера, изменения в музыкальном материале, хотя сюжет оставался прежним.

Постановщики спектакля в "Астана Опера" отталкивались от последней редакции "Дон Кихота", поставленной в Мариинском театре в годы войны. Но новый спектакль совершенно не похож на тот, который идет в Мариинском театре: у него совершенно другое оформление, номера скомпонованы немного по-другому, по-новому решены цыганский танец и танец фанданго.

"Такие спектакли, казалось бы, простые, легкие, там нет ни драм, ни трагедий. Сложность работы в том, чтобы все сцены жили! В каждом уголочке сцены должна идти своя жизнь. В этой постановке много пантомим, много персонажей, от которых зависит качество спектакля. Это не только Китри и Базиль – это и Дон Кихот, и Лоренцо, и Санчо Панса, и, конечно, Гамаш, на котором держится весь первый акт. Должна отметить, что в театре есть прекрасные актеры",- говорит балетмейстер Алтынай Асылмуратова.

Партию Китри танцуют в двух составах Мадина Басбаева и Гаухар Усина. В роли Базиля выступает Бахтияр Адамжан и Арман Уразов. В роли рыцаря печального образа – Жанибек Иманкулов, его оруженосец Санчо Панса – Бостан Кожабеков, а незадачливый жених Гамаш – Рахметулла Науанов.

"Этот спектакль рассчитан на большую труппу и на такие театры, как "Астана Опера", которые могут себе это позволить: здесь очень много насыщенных картин, перемен, быстрых переодеваний. Хотелось сделать все органично, так, чтобы действие не было затянутым. Паузы мы насытили потрясающими видеопроекциями и анимацией. Каждый раз, когда поднимается занавес, вы видите совершенно другую картинку".

Постановщики использовали решительно все доступные средства, чтобы очаровать зрителя. Декорации, благодаря искусству художника по проекциям Серджио Металли и художника по свету Якопо Пантани, оживают: звезды мерцают, облака плывут. Ветряные мельницы по-настоящему вращаются. Для битвы с мельницами, которые Дон Кихот принимает за великанов, бутафоры изготовили специальный манекен - подложного дона, который вместо исполнителя цепляется за мельничное колесо и срывается с высоты.

Вместе со взрослыми танцовщиками в балете участвуют дети - ученики и ученицы недавно открывшейся в Астане Казахской Национальной Академии хореографии. Они очаровательны в ролях уличных мальчишек, поварят и амурчиков. В этом празднике жизни задействованы еще и животные. Дон Кихот выезжает на сцену на настоящем живом Росинанте, а Санчо Панса - на абсолютно натуральном ослике.

Как пояснил заместитель директора "Астана Оперы" Толеубек Альпиев, парнокопытных артистов театр временно ангажирует в одном хозяйстве недалеко от Косшы.

"Вот, учимся взаимодействовать с такими артистами. Они очень послушные. Но могут бояться музыки: вдруг, мало ли, барабан ударит... Поэтому приходится с ними бережно обращаться. И на всякий случай на сцене они выступают в специальных "памперсах".

По словам Толеубека Альпиева, участие животных в оперных и балетных спектаклях - часть мировой традиции. Например, в балете "Собор Парижской Богоматери" фигурирует козочка, в опере "Абай" задействованы целых два коня. Некоторые театры мира даже держат для нужд сцены собственные маленькие зоопарки.

На вопрос, не планирует ли "Астана Опера" завести у себя такой зоопарк, заместитель директора философски ответил, что все к тому идет.

Ксения Татаринова 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться