Алматинская IT-компания разработала сервис проверки страховых выплат автомобилей

39935

Он позволяет узнать аварийную историю машины через VIN-код.

Алматинская IT-компания разработала сервис проверки страховых выплат автомобилей Фото: Мария Галушко

Чтобы не потерять в цене, некоторые продавцы автомобилей могут скрывать его историю при продаже. Для решения этого вопроса команда алматинской IT-компании D&D Group разработала сервис проверки VIN-кода авто (идентификационный номер транспортного средства) на наличие страховых выплат по Казахстану. То есть при покупке машины можно увидеть, сколько страховых выплат (зарегистрированных ДТП) было на территории РК. В создании сервиса компания переняла опыт Европы, США и России, где подобная услуга давно пользуется популярностью. Представители компании в интервью корреспонденту Inbusiness.kz рассказали о том, как работает сервис, можно ли на нем заработать и как это поможет развитию автомобильного рынка.

Тимур Каскеев, один из учредителей компании, отмечает, что проверка идентификационного номера машины позволяет сделать автомобильный рынок более честным и прозрачным. По его словам, немало машин продается с плохой историей. Новый владелец узнает об этом только после покупки, чаще всего при неблагоприятных обстоятельствах. Даже через СТО не всегда можно определить, попадал ли автомобиль в серьезную аварию и к каким последствиям это может привести.

"Владельцы многих автомобилей, эксплуатируемых на дорогах, могут даже не подозревать об их неисправностях, что может повлечь за собой аварии и жертвы. Зная историю машины, при покупке человеку будет проще принимать решение о приобретении. На СТО человек может проверить узлы, агрегаты, которые подвергались воздействию при ДТП и, возможно, являются некачественными", – говорит собеседник.

По словам коммерческого директора компании Аскара Есенгали, на разработку сервиса ушло около двух недель. Большая часть времени (14 месяцев) ушла на согласование юридических документов с Национальным банком по реализации проекта. Именно оттуда сервис получает доступ к базе данных страховых выплат.

"Мы подключены к единой страховой базе (ЕСБД), которая принадлежит государственному кредитному бюро (ГКБ), дочерней организации при Нацбанке, – включается в разговор еще один учредитель компании, Бахыт Кудайбергенов, – ЕСБД была создана около 15 лет назад и начиналась с базы выписанных страховых полюсов. При их выписке учитывается бонус-малус, то есть стаж водителя, количество аварий, в которые он попадал, количество страховых выплат. Чтобы учитывать бонус-малус, страховые компании вводят все страховые случаи, которые происходили у этого водителя. То есть учитывается государственный номерной знак (ГРНЗ), VIN-код, номер кузова, номер шасси. При продаже ГРНЗ может изменяться, но VIN-код не меняется. Он вбивается заводом-изготовителем при производстве авто и остается на весь период эксплуатации. Поэтому, если на территории РК с автомобилем случается ДТП, которое влечет за собой страховую выплату, оно отражается в отчете".

Доступ к истории страховых выплат автомобиля дает основания для торга и может повлиять на решение о покупке авто. Ответственный продавец объяснит, чтобы было с машиной, что нужно перепроверять и на каком СТО производился ремонт.

"Мы благодарны ГКБ за проделанную работу по подключению сервиса в приложении "АвтоВсе" "Проверка авто на ДТП". Они понимают, что это сильная социальная составляющая, необходимая в рыночных условиях. Это статистические данные, и они не попадают под разглашение персональной информации", – говорит Бахыт Кудайбергенов.

Тимур Каскеев добавляет, что в то время, как на рынках Европы, США и России подобные сервисы используются давно, казахстанский рынок в этом отношении немного отстает. Чтобы сделать автомобильный рынок максимально прозрачным, следующим шагом станет детализация страховых случаев через подключение СТО. Это поможет узнать, где был сделан ремонт машины, какие установлены запчасти. Как отмечает собеседник, такие меры не только сделают рынок цивилизованным и прозрачным, но и сократят количество ДТП, связанных с технической неисправностью автомобиля.

"Государство принимает меры, контролирует скорость на дорогах и ужесточает штрафы. Важная составляющая также техническое состояние машины и то, в каком техническом состоянии ее покупают. В цивилизованных странах больше развит рынок продажи новых авто. У нас же экономически сложено так, что преобладает рынок вторичного авто. Именно поэтому важно, чтобы люди покупали технически исправный автомобиль", – объясняет он.

 А что делать с машинами, ДТП которых не отражены в страховом отчете? На этот вопрос Бахыт Кудайбергенов ответил, что, по статистике, на месте решаются случаи незначительных аварий. При серьезном ДТП, повлекшем за собой изменение кузова, смещение двигателя, вызывают страховых комиссаров. Все повреждения они отражают в отчете.

"Наличие страховых выплат – это показатель крупного ДТП, которое с большой вероятностью влечет за собой изменение в важных узлах и агрегатах автомобиля, которые отвечают за безопасность. ДТП не говорит о том, что машину нельзя эксплуатировать. Но важно, на каком СТО была сделана машина, какие запчасти на ней установлены и насколько качественно", – рассуждает Тимур Каскеев.

В случае если машина попадает в аварию за пределами Казахстана, на нее действует страховой полис казахстанской компании. Если же машину пригнали, ее историю можно проверить по аналогичному сервису, действующему в той стране. Стоимость зарубежных сервисов в зависимости от региона и детализации доходит до 100 евро одного VIN-кода. Стоимость казахстанского сервиса составляет 500 тенге за машину. Процент с этой суммы поступает Нацбанку.

Заработок компании строится за счет размещения в приложении услуг представителей автобизнеса (СТО, магазинов автозапчастей). Ежемесячно они оплачивают абонентскую плату, чтобы иметь доступ к личному кабинету и общению с пользователями приложения по всему Казахстану. Оттуда идет основная монетизация.

"Зарубежный сервис дороже из-за расширенного функционала. У них объединена вся база СТО, показана история ремонта автомобиля, места ДТП. Это то, к чему мы идем. Сейчас показываем только наличие страховых выплат, но уже работаем с ГКБ, чтобы нам предоставили больше информации. Страховые компании не всегда предоставляют корректную информацию. То, что мы просим давать детализацию, мотивирует их выстраивать отношения со страховыми компаниями по-другому. Тогда мы сможем выдавать детализацию по каждому ДТП", – дополняет Аскар Есенгали.

"Мы идем к цивилизованному рынку, когда оформляться будут все страховые случаи. Это проще и спокойнее для каждого автовладельца, даже если он попал в незначительное ДТП. Мы придем к этому, так же как Европа и США", – резюмирует Тимур Каскеев.

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться