Алжан Жармухамедов: "Звездами нас никто не считал"

Каково быть легендой на стыке двух столетий и прототипом героя в масштабном кинопроекте, поведал легендарный советский баскетболист.

Алжан Жармухамедов: "Звездами нас никто не считал"

Алжан Жармухамедов – один из игроков той самой легендарной сборной СССР, которая в 1972 году на Олимпийских играх в Мюнхене "за три секунды" вырвала первенство из рук абсолютных и непотопляемых чемпионов – команды сборной США. Сборной, которая спустя 40 лет ожила в картине Никиты Михалкова "Движение вверх". Презентованный в конце прошлого года российской публике фильм только за первую неделю проката побил все рекорды, войдя в тройку самых кассовых фильмов России, сдвинув "Елки 3".

Буквально на днях, 11 января картину презентовали и казахстанскому зрителю. Почетным гостем предпремьерного показа, который состоялся в одном из кинотеатров сети Kinopark, как раз стал Алжан Жармухамедов. Раздираемый толпою фанатов и спортсменами-последователями, он все же нашел пару минут для abctv.kz.

– Алжан Мусурбекович, Вам понравился фильм? Насколько точно были переданы характеры персонажей и в целом правдивость исторических событий?

– Конечно, многие характерные реальным героям черты были переделаны, много чего было выдумано, какие-то моменты и вовсе не соответствуют правде. Но мы это нормально воспринимаем – режиссеры имеют право на вымысел, потому что их главная цель – сделать картину интересной и понятной для бывалого зрителя, более динамичной. Фильм-то в первую очередь художественный. У режиссера этого фильма все получилось. Игра актеров смогла передать полностью и с точностью драматизм того матча.

– Что скажете об актере, сыгравшем Вас?

– Он точно смог передать мой характер. Я спокойный, никогда не был выскочкой, никуда не влезал, но при этом имел твердое "Я". Именно таким мне хотелось увидеть себя в кино, и актер с этой задачей справился. Но когда мы в первый раз с ним увиделись, я был удивлен и спросил, как же он будет играть мою роль, если внешне нисколько не похож на меня. Он был довольно крупный, со светлыми длинными волосами и голубыми глазами. Но режиссеры убедили меня, что образ изменят. Актеру, как потом оказалось, даже пришлось похудеть на 12 килограммов.

– Вы поддерживаете связь с игроками "золотого" состава, как сложились их судьбы?

– Мы не стали звездами, нас не восхваляли, не записывали в высоченные ранги. Наверное, потому что в те времена было много таких, как мы. Победа быстро прошла, мы вернулись домой и зажили каждый своей обычной трудовой жизнью советского человека. У многих появились семьи, дети, которых надо было кормить и растить. С Ваней Едешко мы видимся часто, потому что живем в Москве. Модестас Паулаускас живет в Литве – последний раз я с ним виделся года три назад. А с Анатолием Поливода, который живет на Украине, виделись четыре года назад. Его, кстати, приглашали в Москву на премьеру фильма вместе со всеми нами, но он отказался приехать, обидевшись на Россию за то, что та отняла Крым.

– Ну а денежные премии были?

– Были. Правда, суммы намного скромнее тех, которые сейчас дают олимпийским чемпионам. В Германии выдали по 1000 западно-германских марок, это где-то 300 долларов нынешними. В Москве мы получили по 2,5 тысячи рублей премиальных, а это четвертая часть автомобиля волги.

– Как думаете, что помогло вам обыграть американских противников?

– На той игре мы были сильны именно благодаря команде защиты. А еще сильным желанием и стремлением победить. Наверное, это и есть главный секрет нашей победы. Посмотрев фильм, я будто снова пережил те времена. Вернулись те эмоции. Игра была настолько напряженная, что я отдельные моменты очень плохо помню. Мне нужно было жить именно в ту минуту, в ту секунду на площадке, потому что играть мне пришлось больше всех – 36 минут из 40.

Тот баскетбол тогда был совсем другой. Мы все-таки были не так атлетично сложены, как нынешние спортсмены. Не так быстро бегали, не так высоко прыгали. Было очень много кадров в фильме, когда игроки забивают мяч сверху подряд, очень много раз подряд. В наше время это было редкость. Мы, конечно, забивали мяч сверху, но так, чтобы по нескольку раз – такого не было. Нынешний баскетбол – он быстрый, атлетичный, строится на высокой технике, на высокой скорости.

– Часто бываете в Казахстане? Ведь, по сути это Ваша историческая родина, несмотря на то, что территория отошла Узбекистану. Спортивное руководство билось за Вас?

– Первый раз я приехал с желанием играть в Казахстане в апреле 1968 года. Меня пригласила алма-атинская команда "Локомотив", и я с удовольствием приехал, жил здесь полгода, тренировался. А затем была спартакиада профсоюза в Риге, куда меня заявили сразу две страны – Узбекистан и Казахстан. Из-за этого между ними началась борьба. В итоге федерация баскетбола Советского Союза мне не разрешила играть за Казахстан, поэтому пришлось играть за Узбекистан. Я не мог пропускать такие соревнования, потому что они помогали мне в становлении, как игрока. После этого я вернулся с командой в Ташкент, поиграл там еще год, и уехал в Москву. Один мой хороший тренер сказал: "Если хочешь расти, нужно играть в сильной команде". 

– Насколько нам известно, во время мюнхенских Олимпийских игр у Вас были проблемы со зрением. В фильме Вы играете в линзах?

– Я играл на Олимпийских играх без линз – у меня было зрение минус 2,5. Врач нашей сборной Роман Зубов сказал, что, если я хочу играть дальше, нужно сделать линзы, и после возвращения из Мюнхена отвел меня в специализированную клинику глазных болезней. Мне сняли слепки, вытачивали из оргстекла линзы по специальному заказу, к которым я привыкал больше месяца, обливался слезами, потому что в глазах резало. Но постепенно привык и продолжил играть. В фильме этот момент немного по времени передвинули и изобразили это так, что я уже играл с линзами. Но это было сделано для определенного драматичного эффекта, больше завязанного с сюжетной линией тренера сборной. Вот посмотрите сами и поймете, о чем я. В фильме был момент, когда меня ударили сильно и линза слетела. В жизни такое было не раз на поле. И всякий раз команда ползала по полю и искала мои линзы. (Улыбается.)

– Алжан Мусурбекович, на Ваш взгляд, в чем проблемы у сегодняшней спортивной индустрии?

– Первое – это, конечно, то, что превратили спорт в орудие политики. И это самое страшное. То, что сейчас творится, это ужасно. Вспомните времена Древней Греции – во время Олимпийских игр прекращались войны, все передряги – все мирно встречали бойцов. Мне трудно судить о том, какие могут быть пути решения у таких проблем, но ясно одно – нужно что-то менять в корне и выводить спорт из сферы политики.

Отметим, фильмы о спорте снимаются довольно редко, но метко. И каждый раз это глубокая моральная и философская драма о неимоверной силе духа и нескончаемой вере в себя. Создателями был сделан большой упор на то, чтобы гармонично и не топорно произвести на зрителя эффект "уау-патриотизма". Однако именно это и вызвало большую волну споров и недовольства у российских критиков и журналистов. В основном фильм обвинялся в излишней художественной фальсификации, как в образах персонажей, так и в собственно исторических фактах тех событий. Осведомленный зритель желал увидеть больше настоящей живой драмы и трагедии, которая присутствовала в судьбе героев во время и после того рокового матча. Политические "перепалки", травля, подставы игроков сборной, конфликт с партийными работниками, серьезные выпады со стороны американских властей, непростые отношения игроков внутри команды, теракт – все эти печальные события неизбежно имели место быть в реальной жизни команды в столь серьезный и ответственный период. Потому уже героям можно сопереживать и без этих "киношных" пресных, местами бестактных вымыслов. Но качественная "голливудская" картинка и "работающие" сценарии, написанные по избитым клише, "слепивших" ни один успешный фильм, делают свое дело. К слову, фильм снят в жанре блокбастера и, в первую очередь, повествует о финальном матче советских баскетболистов против американских игроков. Именно вокруг этого исторического события завязан основной сюжет драмы. Потому не стоит ждать от него глубоких и темных сплетений судеб героев и погружения в сложные политические перипетии.

Динара Канжагалинова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться