Антикризисный план правительства Казахстана: пауза или отказ от реформ?

1451

​Эксперт советует не увлекаться переходным периодом для реализации экономических преобразований.

Антикризисный план правительства Казахстана: пауза или отказ от реформ? Фото: Kampus Production/Pexels

Решение правительства Казахстана о приостановке и частичном откате ряда ключевых положений нового Налогового кодекса, который вступит в силу с 2026 года, стало неожиданным для экспертного сообщества. Шаг, предпринятый по поручению президента страны, расценивается как экстренная "пожарная" мера, направленная на снятие нарастающей социальной напряженности и нивелирование рисков ухудшения деловой среды, передает inbusiness.kz.

Пожарные меры

Экономист Арман Бейсембаев связывает этот резкий маневр не со взвешенным пересмотром, а c реакцией на негативные общественные настроения и потенциальный экономический ущерб, который мог нанести новый кодекс, изначально нацеленный на быстрое пополнение госбюджета.

По его словам, основной причиной стали ухудшающаяся экономическая ситуация и крайне негативные ожидания от введения нового Налогового кодекса.

"Налоговый кодекс предполагал приток дополнительных доходов в госбюджет, но, естественно, это могло бы довольно больно ударить по малому и среднему бизнесу, могло бы косвенно задеть доходы населения и довольно плохо сказаться на инфляции", – отметил экономист.

Эксперт подчеркивает, что реализация таких мер могла спровоцировать падение деловой активности, закрытие предприятий МСБ и, как следствие, рост социальной напряженности в обществе.

"Это не взвешенное решение, а решение, которое принимается сейчас "на коленке" – пожарные меры...  По-видимому, президента убедили, а может быть, какие-то данные показали, которые, скажем, обеспокоили его", – добавил Арман Бейсембаев.

По его мнению, параллельно с приостановкой части налоговых изменений правительство ввело ряд социальных мер:

  • заморозка тарифов на ЖКХ, предположительно, до конца первого квартала 2026 года;
  • заморозка цен на ГСМ – мера также, вероятно, временная;
  • расширение лимитов на финансирование льготной ипотеки и автокредитов.

Бейсембаев характеризует произошедшее как паузу, а не полный отказ от экономической реформы. При этом многие базовые и болезненные для бизнеса решения остались в силе, например, сниженный порог для постановки на учет по НДС (до 40 млн тенге) не был пересмотрен.

Отказ от введения перечня запрещенных с 2026 года видов деятельности для применения специального налогового режима (СНР) на основе упрощенной декларации, по мнению экономиста, может быть временным.

Эксперт также предостерегает в части ведения противоречивой макроэкономической политики.

"Нацбанк повышает ставку, а правительство наращивает расходы. Нацбанк пытается пересилить правительство. Правительство опять же "заливает" в экономику ничем не обеспеченные деньги, экономика отвечает ростом цен. Представьте себе, что у вас есть автомобиль. Вы одновременно нажимаете на газ и на тормоз. Что будет с машиной? В лучшем случае она заглохнет, в худшем случае – сломается", – подчеркнул экономист.

Такой подход, по мнению Бейсембаева, приведет к тому, что уровень инфляции не снизится и даже может взлететь значительно выше 15-20%, что сравнимо с ситуацией в Турции.

"Назревшие реформы необходимо проводить, но комплексно и в благоприятных условиях, а не как "пожарные" меры в период кризиса, когда деваться некуда. Властям необходимо думать не только о фискальной политике, но и о стимулировании массового бизнеса через создание благоприятных условий, а не только через изъятие доходов", – резюмировал экономист.

"Увлекаться переходным периодом нельзя"

Финансист Расул Рысмамбетов считает, что антикризисный план, о котором объявило правительство Казахстана, вводит переходный период для реализации задуманных экономических реформ. Этот период необходим для сдерживания резкой нагрузки на участников экономической деятельности.

"Насколько я понял, добавили переходный период где-то с полгода, чтобы был управляемый предсказуемый сезон ввода. Надо дать реформам шанс прижиться. Я так понимаю, что никто не отказывается от курса. Основные направления сохраняются, которые президент поручал в указе о либерализации", – считает эксперт.

Рысмамбетов отметил, что новый Налоговый кодекс обсуждали и он уже утвержден. И, по его мнению, если Казахстан выдержит переходный период для ввода налоговых реформ, то через год бизнес и граждане, вероятно, адаптируются к ним.

"Сильно увлекаться переходным периодом нельзя. Главное, чтобы никто не подумал, что это откат и можно не переходить к рыночному ценообразованию. Что нужно еще – жесткая финансовая дисциплина расходов в регионах, полный контроль над контрабандой. Надо "прошерстить" все государственные субсидии бизнесу и понять, кто получает их годами без надежды на окупаемость. Надо понять, каких целей должен добиться квазигоссектор. В ближайшие три года очень хорошо не будет. Вернее, не всем, далеко не всем. Но главное, чтобы было понимание, куда мы двигаемся", – отметил финансист.

Читайте по теме:

Мы не производим Cartier и Tiffany: бизнес просит не усиливать налоговое давление

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться