Автолизинг для физлиц: названа дата старта и какие авто будут доступны

В министерстве торговли и интеграции рассказали inbusiness.kz, как будет работать новая услуга.

Автолизинг для физлиц: названа дата старта и какие авто будут доступны Фото: сгенерировано ИИ shedevrum

С 1 декабря 2025 года в Казахстане для граждан станет доступен новый финансовый инструмент – лизинг легковых автомобилей. Министерство торговли и интеграции (МТИ) разработало необходимую нормативную базу, которая вводит эту услугу в правовое поле. Inbusiness.kz узнал, на каких условиях казахстанцы смогут приобретать машины по новой схеме.

Инициатива по внедрению автолизинга для физических лиц была реализована в соответствии с поручением президента Касым-Жомарта Токаева. Основная цель, заявленная в документах, – "реализация экономических реформ в интересах граждан".

Для этого МТИ разработало проект приказа, вносящий изменения в "Правила внутренней торговли". Этот документ был размещен для публичного обсуждения на портале "Открытые НПА". 

Главное ограничение: только новые автомобили

Как сообщили в МТИ на официальный запрос inbusiness.kz, физические лица смогут взять в лизинг исключительно новый автомобиль из автосалона.

"Лизинговая деятельность осуществляется лизингодателем в соответствии с гражданским законодательством, Законом Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения", Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Правила настоящего пункта не распространяются на транспортные средства, бывшие в употреблении", – говорится в остальном письме ведомства. 

Получается, что приобретение подержанных машин данный механизм не предусматривает.

Условия определит рынок, а не государство

Важно понимать, что государство в данном случае выступает регулятором, создающим правовую основу, а не источником финансирования.

Как пояснили в Министерстве торговли и интеграции в ответ на запрос редакции, разрабатываемый нормативный акт не регулирует и не устанавливает конкретные коммерческие условия. Все вопросы, касающиеся процентных ставок, сроков, лимитов стоимости и источников финансирования, будут определяться в индивидуальных договорах лизинга между клиентом (лизингополучателем) и компанией (лизингодателем).

Таким образом, автолизинг для физлиц – это не государственная льготная программа (по аналогии с субсидируемым автокредитованием или ипотекой), а новый рыночный, коммерческий продукт. Условия по нему будут устанавливать сами лизинговые компании, вероятнее всего, на базе банков второго уровня. Ставки вознаграждения будут формироваться на основе рыночной конкуренции и оценки рисков.

Как это работает: Типовой договор

Основой для всех сделок станет "Типовая форма договора лизинга для физических лиц", которую утверждает МТИ. Компании смогут включать в него "улучшающие положения" для клиента, но база останется единой.

Изучение этого типового договора позволяет понять ключевые юридические отличия лизинга от автокредита.

1. Право собственности

При автокредите покупатель сразу становится собственником автомобиля, а машина выступает в качестве залога. В лизинге механика иная.

Согласно пункту 2.3 типового договора, право собственности на автомобиль "сохраняется за лизингодателем". Оно перейдет к клиенту только "после полного исполнения обязательств по оплате лизинговых платежей". До этого момента гражданин является временным владельцем и пользователем, но не собственником.

2. Передача рисков

Несмотря на то, что клиент не владеет машиной, он несет за нее полную ответственность. Пункт 4.4 договора гласит, что "риски случайной гибели, утраты, порчи или хищения" автомобиля переходят к клиенту (лизингополучателю) с момента подписания акта приема-передачи.

3. Обязательное страхование

Для защиты от вышеуказанных рисков договор обязывает клиента страховать автомобиль. При этом, согласно пункту 8.1, полис KASKO должен быть оформлен "в страховой организации, аккредитованной лизингодателем". Выгодоприобретателем по этому полису также будет выступать лизингодатель.

4. Условия при просрочке платежей

Типовой договор предусматривает строгие меры на случай невыполнения обязательств. Согласно пункту 6.4, просрочка платежей "более чем на два расчетных периода" (например, 61 день) является основанием для "истребования предмета лизинга и расторжения договора в одностороннем порядке" со стороны лизинговой компании.

Другими словами, с начала декабря в Казахстане запускается автолизинг для физических лиц, но важно понимать: это не льготная госпрограмма, а сугубо коммерческий, рыночный продукт. Государство создало лишь правовую базу; ставки, сроки и взносы будут определять сами лизинговые компании.

Ключевое отличие от кредита – в праве собственности: автомобиль до последнего платежа принадлежит лизингодателю, а не клиенту.

Несмотря на это, клиент несет все риски (утрата, порча) и обязан оформить KASKO в пользу компании. Учитывая жесткие условия истребования авто при просрочке, новый продукт потребует от граждан высокой финансовой дисциплины и очень внимательного изучения договора.

Читайте по теме:

В чем подвох "доступных" авто через лизинг: эксперты дали расклад

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться