Баян Есентаеву сложили из газетных строчек

Влада Гук Влада Гук
7708

Художник-самоучка создает иную реальность из подручных материалов.

Баян Есентаеву сложили из газетных строчек

Шоколад и кофе, листья и лепестки роз, гвозди и магнитофонная лента. Портрет Баян Есентаевой из газетных строчек, Геннадия Головкина – из соли и Майкла Джексона – из малинового варенья. 25-летний астанчанин родом из Кокшетау, Канат Нуртазин перепробовал в качестве художественных материалов множество странных вещей. Но чаще ему достаточно самого простого: карандаша, бумаги, канцелярского ножа – чтобы реальность вокруг волшебным образом изменилась.

Художественного образования у Каната Нуртазина нет. Он уверяет, что не рисовал даже в детстве. Одно время хотел стать архитектором, но вместо этого изучал менеджмент в Малайзии. Окончив Asia Pacific University в 2013 году, некоторое время был свободен и неожиданно для себя увлекся искусством.

"Захотелось попробовать себя в чем-то новом. Я начал с вырезания на листьях – бритвенным лезвием, канцелярским ножом. На одном листе вырезал силуэт земного шара, а на другом – флаг Казахстана", – рассказывает Канат.

"Открывать для себя новые методы интереснее, чем просто рисовать. Так появился проект "100 методов рисования". Друзья стали скидывать мне ссылки на разных зарубежных художников, которые рисуют необычными способами. Увидев, как одна девушка делает картины из гвоздей и ниток, я сделал в такой технике подарок маме на день рождения – мамин портрет. Рисовал шоколадом, чаем, кетчупом, нутеллой, использовал песок, пуговицы и бисер, свет и тень... – всего не упомнишь".

Художественные эксперименты Каната Нуртазина находятся где-то на стыке поп-арта, оптического искусства и диджитал-арта. Сам автор определяет свой стиль просто как "микст-медиа" (смешанная техника).

По словам художника, процентов сорок всех его работ заведомо недолговечны и остаются только на фотографиях. Фото Канат выкладывает в Инстаграм, где у него уже более 5000 подписчиков.

Глядя на работы Каната Нуртазина, кажется, что они сделаны легко и быстро. На самом деле это не так. По словам автора, что-то он может сделать минут за двадцать, но многие работы занимают несколько часов, а некоторые около недели.

"Взять хотя бы вырезание на листьях. Тут шаг влево, шаг вправо – очень легко все испортить. Я стараюсь, чтобы получалось с первого раза, рука уже набита. Но, даже пока фотографируешь готовый листок, ветер может его разорвать".

Эскизы он рисует чаще от руки, иногда использует графические редакторы: "иллюстратор", "фотошоп". Этому Канат тоже научился сам, по видеоурокам на Youtube. Все нужные навыки он принципиально осваивает самостоятельно.

"Я на своем примере хотел доказать, что человек может всему научиться сам", – говорит художник.

Из намеченных ста методов рисования Канат Нуртазин уже испробовал больше половины. Сейчас, говорит он, этот проект немного затормозился. В голове есть идеи, но для них нужно больше ресурсов, времени, материалов.

В последнее время художник чаще всего прибегает к одной технике: он накладывает рисунки либо силуэты на реальные объекты и фотографирует возникшую оптическую иллюзию. Таким образом, ему ничего не стоит вписать в городской пейзаж Человека-паука, Чубакку или Гарри Поттера; украсить набережную Ишима статуей Свободы или, наоборот, поместить юрту на Трафальгарскую площадь. Получается своего рода "дополненная реальность", только без компьютерных технологий. В обычном ландшафте, на ровном месте "понарошку" открывается портал в другой мир, начинается новая история – романтичная или ироничная.

Родоначальником такой техники считается бельгийский художник Бен Хайне, у него это называется pencil vs camera (карандаш против камеры).

Канату Нуртазину хочется развиваться и в других направлениях: попробовать сделать что-то большое, более заметно взаимодействовать с окружающим оффлайн-пространством, но тут есть проблема:

"У меня была идея сделать что-то в жанре стрит-арта на стене дома, где я живу. Но я спрашивал в КСК, там сказали, что нужно разрешение, согласование эскиза… Много всяких инстанций придется пройти. А просто так боишься рисовать, еще скажут: вандал какой-то".

На вопрос, как реагируют на его творчество профессиональные художники и критики, Канат отвечает: "Не знаю, я с ними не знаком".

Однако он входит в благотворительное сообщество Arts Help KZ, в котором состоят около 70 художников, самодеятельных и профессиональных. Продавая свои работы, они отдают часть денег на благотворительность.

Канат Нуртазин не из тех, кто "превратил хобби в бизнес". Он работает в Назарбаев Университете, а творчеством занимается только в свободное время. Хотя как художник он почти сразу стал востребованным и начал работать на заказ.

"В первые два-три года поступало много заказов, предложений. Сейчас тоже бывают заказы, но один-два раза в месяц. Чаще всего просят портреты", – рассказывает Канат.

Кроме того, он выиграл несколько творческих конкурсов с солидными призами. Но о том, чтобы всерьез монетизировать свой талант, пока только думает.

Влада Гук

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться