Бишимбаеву приписывают пароль "Аксауле"

10763

В Астане на начавшемся 7 ноября судебном заседании по делу экс-министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева озвучена позиция гособвинения.

Бишимбаеву приписывают пароль "Аксауле" Фото: Жанар Сердалина

Санкция на арест бывшего министра и экс-главы правления холдинга "Байтерек" Куандыка Бишимбаева была выдана 12 января 2017 года и несколько раз продлевалась. Ранее следствие сообщало, что ему инкриминируется создание в бытность руководства в "Байтереке" преступных схем по хищению бюджетных средств при строительстве завода по производству и обработке листового стекла в Кызылорде через подведомственную компанию ТОО OrdaGlass и ее подрядную организацию ТОО "Шымкентхиммонтаж".

Кроме того, по версии Нацбюро по противодействию коррупции, главный фигурант дела, по которому проходят в общей сложности 23 человека, там же создал схему получения взяток от строительных компаний за лоббирование их интересов и вовлек своих подчиненных в эту деятельность. Эти позиции были подтверждены стороной гособвинения, которую во вторник, 7 ноября, представляли Сауле Сыдыкова и Алибек Айтжанов. По их утверждению, экс-министр получил во время работы в "Байтереке" восемь взяток, семь из которых исчислялись суммой 346 миллионов тенге. Также ему инкриминируется один факт хищения бюджетных денежных средств на сумму 1,2 миллиарда тенге

Согласно версии обвинения, Куандык Бишимбаев установил негласные правила, по которым каждая строительная компания, желающая заключить контракт с холдингом "Байтерек девелопмент" на строительство арендного жилья в рамках госпрограммы "Нурлы Жол", должна была отдать взятку. По утверждению представителей обвинения, подсудимый при определении размеров гипотетической взятки учитывал рентабельность проектов, на которые претендовали застройщики.

"В целях реализации преступного умысла Бишимбаев посвятил Жаксыбаева (председатель правления АО "Байтерек девелопмент" Бахыт Жаксыбаев. – Прим. авт.) в детали разработанного им преступного плана, отведя ему роль непосредственного исполнителя", – сказал Алибек Айтжанов.

"Последний из корыстной заинтересованности дал свое согласие на участие в совершении коррупционных преступлений и тем самым вступил в предварительный сговор в группе лиц с Бишимбаевым", – добавил он.

По версии следствия, Куандык Бишимбаев поручил Бахыту Жаксыбаеву привлечь к преступной схеме топ-менеджеров и рядовых сотрудников АО "Байтерек Девелопмент", которые были непосредственно задействованы в госпрограмме и отвечали за строительство. Ранее антикоррупционное ведомство, ведшее следствие по данному делу, утверждало, что Бахыт Жаксыбаев руководил деятельностью всех участников преступления, одновременно распределяя между ними роли и размер получаемых взяток.

При этом, по версии обвинения, экс-министр предпринял меры конспирации:

"Бишимбаев с целью сохранения в тайне привлеченного родственника в качестве посредника в получении взятки, а также опасаясь быть изобличенным в совершении преступления и в целях соблюдения конспирации придумал пароль "Аксауле", который Нурлыбек (родственник Бишимбаева. – Прим. авт.) должен был сообщить при получении денег", – сказала гособвинитель Сауле Сыдыкова, озвучивая обвинительный акт.

"Бишимбаев, опасаясь быть уличенным в совершении коррупционного преступления, поручил Жаксыбаеву причитающуюся ему долю взяток использовать на строительство загородного дома на вышеуказанном земельном участке в поселке Косшы Акмолинской области. При этом ход его строительства согласовывать непосредственно с ним", – продолжила прокурор.

По данным следствия, 20 из 23 подозреваемых, проходящих по этому делу, полностью признают свою вину. При этом сам Куандык Бишимбаев, его брат Султан Нурлыбеков, через которого главный фигурант дела, по версии следствия, получил одну из взяток в размере двух миллионов долларов, и руководитель одной из строительных компаний свою вину не признают. Более того, в ходе судебного заседания 7 ноября Куандык Бишимбаев заявил, что он требует разъяснений по ряду пунктов предъявленного ему обвинения.

"У меня есть вопросы к обвинению. Мне непонятно, в чем моя роль по статье 189 – растрата, хищение, и каким образом я вошел в сговор с Исабеком, с Олжабаевым, с Ибрашевым (другие фигуранты дела. – Прим. авт.)", – заявил подсудимый.

"В обвинительном акте вообще это никак не раскрыто, при каких обстоятельствах, что послужило предметом сговора. Если речь идет об абзаце, который в обвинении звучит, что я якобы Исабеку говорил: возьми деньги из аванса, в будущем возместим, я буквально вчера, изучая обвинительный акт, все показания, не нашел таких показаний в материалах дела. Откуда это берется, мне непонятно", – добавил он.

Он также считает, что прозвучавшие в обвинительном акте сведения прокурора о получении взяток не находят своего подтверждения в материалах уголовного дела, в частности, по мнению бывшего министра, имеются нестыковки по одной из сумм предполагаемой взятки. Адвокат же Куандыка Бишимбаева – Салимжан Мусин считает, что расследование в нацхолдинге "Байтерек" началось после громких заявлений ныне осужденного бизнесмена Муратхана Токмади.

"Я хотел привести пример, как, по нашему мнению, фальсифицировалось уголовное дело в отношении нашего подзащитного. Хотел бы привести для примера интервью господина Токмади Муратхана, который в нынешнее время осужден, где он говорит: "Я хотел бы обратить внимание компетентных органов и общественности на сам проект стекольного завода в Кызылорде, сомнения в выборе партнера господином Бишимбаевым", – сказал Салимжан Мусин в суде.

"Сотрудники антикоррупционной службы воспользовались этой информацией. Так, оперативная разработка в отношении сотрудников "Байтерека" и его дочерних компаний началась 12 февраля 2016 года – это дата заведения оперативной проверки. То есть прошло всего три месяца с момента сообщения в СМИ, через три месяца начинается полноценное расследование в отношении сотрудников "Байтерека", – отметил адвокат.

Юрист предложил сопоставить интервью Муратхана Токмади и комментарии по делу "Байтерека" замруководителя департамента Нацбюро по противодействию коррупции Оксаны Кексель: по его оценке, "у них был один спичрайтер".

Напомним, что казахстанского бизнесмена Муратхана Токмади в октябре этого года приговорили к трем годам лишения свободы по обвинению в вымогательстве и незаконном обороте оружия. Муратхан Токмади являлся советником гендиректора ТОО "КазCтройCтекло" и подозревался в завладении в 2005 году долей уставного фонда ТОО "Семрюжком" и "КазСтройСтекло" путем вымогательства. В настоящее время МВД Казахстана проводит проверку по заявлению осужденного бизнесмена о якобы совершенном им заказном убийстве бывшего главы банка "Туран Алем" (БТА Банка) Ержана Татишева и подкупе следователей для сокрытия этого преступления.

Что касается признательных показаний 20 фигурантов уголовного дела, то адвокат прокомментировал их так.

"Перспектива сесть на многие годы в тюрьму гораздо менее привлекательна, чем получить минимальный срок (при сотрудничестве со следствием. – Прим. авт.). Вот таким способом получаются признательные показания", – сказал Салимжан Мусин.

Судебный процесс продолжится в среду, 8 ноября.

Игорь Воротной

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться