Бизнес для души и творчества

4549

Как поездка за океан подтолкнула заняться бизнесом и может ли домашний уют приносить неплохую прибыль, рассказывает Мира Жумагалиева, владелица семейной пекарни из Актобе.   

Бизнес для души и творчества

Мира Жумагалиева открыла в Актобе семейную пекарню. Работает с марта 2018 года. Вроде бы пекарней актюбинцев не удивить. И точкой общепита в классическом понимании этого слова заведение предпринимательницы как-то язык не поворачивается назвать. Тихая музыка, мягкие диваны и запах домашней выпечки.

Мира, скажите, пожалуйста, кто Вы по специальности?

Знаете, раньше была такая профессия – товаровед. Я окончила наш кооперативный колледж. Затем был Карагандинский экономический университет, по окончании которого я получила диплом менеджера по качеству товаров.

Видели ли Вы себя тогда в роли бизнесвумен?

Нет, и никогда об этом не задумывалась. Работала в государственной организации, потом в частной компании. Начинала с бухгалтера и дошла до руководителя компании, предоставляющей услуги сотовой связи. Собственно, я там до сих пор работаю. Наверное, став руководителем, начинаешь понимать: если бы это было мое, я бы сделала по-другому и гораздо лучше. Где-то мнения мое и учредителя расходились. Однажды, кажется, в 2015 году, я прошла тренинг "Женщина и бизнес". Потом получилось так, что наша компания взяла в аренду помещение в старой части Актобе. Хозяйка поставила условие – арендовать помещение полностью. В противном случае она его отдаст конкурентам. Но 90 квадратных метров для салона связи – это очень много. Но и конкурентам отдать нельзя, уж очень удобное расположение и проходимость. Думали, думали и решили печь булочки. А почему такая мысль пришла? Потому что наши девочки еду приносили с собой, так как по близости негде было пообедать. Мы заходили на рынок общепита, будучи абсолютными дилетантами. Задачу поставили себе: чтобы было чисто, а потом уже и вкусно. И, естественно, за счет производства выпечки булочек отбивать аренду, плюс небольшая прибыль. И хотя это не было основным производством, но вариант выстрелил! А затем срок аренды подошел к концу. Хозяйка решила сама заняться этим бизнесом. И вы знаете, я этот момент встретила с облегчением. Потому что уже мы с семьей начали реализовывать проект пекарни. Строительство началось в 2017 году.

Как Вы пришли к этому проекту?

Я была беременна третьим ребенком. Почему-то здесь стало трудно дышать. Захотелось свежего воздуха, и чтобы вокруг все было красиво. В 2017 году с сестренкой и младшей дочкой полетели в Майами (США). И там, у океана, нашла семейную пекарню, которая открывалась в шесть утра. Я стала ее постоянным посетителем. Завтракала там и ужинала. Мне так там нравилось! Я уже родила ребенка, подходило время к отъезду. Но вдруг стала понимать, что вот этой пекарни мне не будет хватать. Это то место, по которому буду сильно скучать. Захотелось создать нечто подобное в своем родном городе. Звонила мужу, и по телефону мы обсуждали предстоящий проект. Из-за разницы во времени выдалась бессонная неделя, в течение которой удаленно я оформляла сделку покупки здания, в котором сейчас и находимся.

Чем зацепила Вас американская семейная пекарня?

Там всегда тепло встречали. Об этом я всегда сейчас говорю девочкам, работающим у меня. У нас здесь два года одни и те же гости. Почти всех знают по имени. Так и в Майами. Уютная, почти домашняя обстановка. Какая-то атмосфера спокойствия, которую мы создаем и здесь. Это то место, где можно просто отдохнуть от городской суеты, выпить чашку ароматного чая или кофе, закусив свежей выпечкой или пирожным без каких-либо добавок, консервантов и улучшителей вкуса и запаха. Можно посидеть поработать на своем ноутбуке – у нас бесплатный Wi-Fi. И никакого алкоголя!

Для создания такой атмосферы в первую очередь необходим соответствующий дизайн.

Это правда. По приезду в Актобе я уже четко знала, что я хочу и как это будет выглядеть. Дизайнер, к которому я обратилась, часто посещала Штаты. Мы с ней сразу поняли друг друга. Поэтому все сделали быстро. Сам ремонт шел около двух месяцев. Поначалу не предусматривались мягкие диваны. Но дизайнер их практически отвоевала, объяснив, что комфорт должен быть во всем. Она оказалась права – у нас есть три столика с железными стульями – они не пользуются успехом.

Столики с железными стульями успехом не пользуются

Если не секрет, во сколько Вам обошелся проект?

В БВУ мы взяли кредит 84 млн тенге в 2017 году. Сроком на три года под 14% годовых. Фактически нам кредит обошелся под 4% годовых. Остальное субсидируется государством в рамках программы "ДКБ-2020". Но пришлось еще вложить 40 млн собственных средств.

Государственная поддержка бизнеса сильна ощутима?

Конечно. Оказывается, есть масса программ, о которых многие не знают. ДКБ-2020 очень сильно помогла. Я, конечно, могла бы взять кредит в коммерческом банке под большие проценты, но, как бы пошел мой бизнес, даже не представляю.

Напомните, как прошла презентация семейного кафе? Насколько я знаю, Вы пошли нетривиальным путем.

Все, кто занимается PR, предлагают одно и то же. Надо поставить арку из шаров, пригласить ведущего. Выставляют чек – около полумиллиона тенге. Я от этого отказалась. Взять полмиллиона тенге и просто их пустить на воздух в момент открытия, когда они еще не заработаны? Стараюсь всегда слушать внутренний голос. И он мне подсказывает, что это не мое. Мы пошли другим путем. Мои дети тогда учились в девятой гимназии. Каждый из нашей семьи просто пригласил своих знакомых. Открытие состоялось на Наурыз, 23 марта 2018 года. Был полный зал. Это здорово! Все сработало безо всякого PR. Заработало сарафанное радио, люди стали приходить. Наверное, можно было дать какую-то рекламную информацию в СМИ, соцсетях, и спорили по этому поводу. Но я посчитала, что мы еще не настолько "крутые", чтобы это делать. Сейчас у нас есть страничка в Instagram. Там 8 тыс. подписчиков. Это не так много, но все они живые люди, а не накрученные просмотры и подписчики. Хотя одна компания нам предлагала подобную услугу в соцсетях. Мы отказались – как-нибудь сами.

Есть ли у Вас постоянные гости? Как-то не могу даже в Вашей пекарне их назвать клиентами или посетителями.

Конечно. И, как правило, у каждого свое излюбленное место.

По нашим подсчетам, к нам приходят от 50 до 80 постоянных гостей в день. Кто-то ежедневно, кто-то раз в неделю и так далее.

У каждого гостя свое излюбленное место

Пандемия внесла коррективы в Вашу работу?

Конечно. В первый месяц карантина мы закрылись полностью. Персонал отправили в отпуск. Затем перешли на доставку. Открылись для посетителей в августе, когда были смягчены ограничения. А уже с октября мы вышли на прежний докарантинный уровень. Все постоянные гости вернулись к нам.

Откуда рецепты тортов и пирожных? Сами разрабатываете?

Наших девочек отправляем на обучение в Нур-Султан. Они оттуда привозят рецепты. А потом мы все, уже как специалисты, пробуем, высказываем свое мнение. И здесь начинается творчество – что-то меняем, добавляем свое. В итоге получается новый рецепт. Поэтому каждый наш торт уникален.

Каждый торт уникален

Сколько средний чек Вашей пекарни?

2-2,5 тысячи тенге. Поверьте, это не так уж и дорого.

Если не секрет, какой месячный оборот Вашего предприятия?

Около 7 млн тенге. Примерно 3 млн составляет чистая прибыль, из которой мы оплачиваем кредит.

Семейная пекарня – это франшиза или же своя разработка?

Это собственный проект. Добавлю, что мы зарегистрировали бренд. В Актобе наш проект является единственным в своем роде. Не могу утверждать, есть или нет подобные семейные пекарни в Казахстане, но к нам уже обращались из Актау и Шымкента с просьбой продать франшизу. И теперь мы уже стоим на следующем этапе развития бизнеса – будем упаковывать франшизу.

Семейная пекарня подразумевает семейный бизнес. В чем он проявляется?

К его созданию причастна, по сути, вся моя семья, наши с мужем отцы. Вы знаете, чтобы как-то приземлить себя, мы с 1 по 10 января весь персонал отправляем в оплачиваемый отпуск, а сами работаем здесь. Выполняем все функции, от технички до пекаря и кондитера. Семейный подряд. Я сама стояла за плитой, моя дочь была на кассе, одна сестренка мыла посуду, другая помогала на кухне. И ты понимаешь, какой это тяжелый физический труд, как это все приземляет. Я заметила, что мои дети стали более рационально и взвешенно относиться к своим расходам.

А не возникали ли какие-либо страхи или сомнения перед открытием своего дела?

Пока вы не спросили, я даже об этом не задумывалась. (Смеется.) Нет, сомнений не было. Я по жизни заточена на достижении цели. Не надо бояться начинать бизнес.

Семён Данилов


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться