Почти каждая вторая компания малого и среднего бизнеса в Казахстане сегодня — под управлением женщины. Но большинство из них не масштабируются, а работают на поддержание личного дохода. Нурбанк предлагает предпринимательницам больше: доступное финансирование, гибкие условия и долгосрочную поддержку через программу "Бизнес Ханым". В интервью корреспонденту inbusiness.kz председатель правления АО "Нурбанк" Гульнара Мусатаева рассказала, почему женское предпринимательство важно для экономики Казахстана и как его поддерживает банк
– Гульнара Абаевна, как Вы оцениваете текущее состояние женского предпринимательства в стране?
– Сегодня, на наш взгляд, женское предпринимательство является важным фактором развития национальной экономики. По данным официальной статистики, в 2024 году более миллиона женщин возглавляют малый и средний бизнес, что составляет 48,1% от общего числа субъектов МСБ. Это очень высокий показатель, и он говорит о многом. Женщины активно развивают предпринимательство в разных сферах экономики, включая торговлю, образование, бьюти-индустрию и социальные проекты.
Еще хотелось бы отметить, что, согласно нашему опыту, женщины-предприниматели часто создают и развивают бизнесы с высоким уровнем социальной ответственности. Многие из наших клиентов стремятся не только к коммерческому успеху, но и к созданию проектов, которые приносят пользу обществу. Основная доля заявок на кредитование приходится на крупные торговые города, такие как Алматы, Шымкент, Астана.
Со стороны банковского сектора мы видим большой потенциал в дальнейшем развитии этого сегмента. В Нурбанке женское предпринимательство – это одно из приоритетных направлений поддержки малого и среднего бизнеса. Мы уверены, что при дальнейшем системном подходе и поддержке со стороны государства женское предпринимательство в Казахстане продолжит динамично развиваться.
– Какие основные барьеры стоят перед женщинами, желающими открыть свой бизнес?
– На наш взгляд, несмотря на активное развитие женского предпринимательства в Казахстане, определенные барьеры по-прежнему существуют.
Часто женщинам не хватает знаний и компетенций в сфере финансового планирования и управления бизнесом. Многие начинают свое дело с энтузиазмом и интересной идеей, но сталкиваются с нехваткой системных знаний. Кроме того, существует ряд социальных и культурных факторов, которые создают дополнительные сложности. Это и традиционное распределение ролей в семье, из-за чего женщинам часто приходится совмещать развитие бизнеса с обязанностями по дому и воспитанию детей, что, безусловно, сильно увеличивает нагрузку. Также имеет значение социально-культурный контекст: на уровне общественных и личных установок по-прежнему встречаются стереотипы, которые сдерживают стремление женщин к профессиональной реализации и успеху в бизнесе.
Еще один интересный аспект, который мы наблюдаем по нашему опыту работы с клиентами: женщины, как правило, очень осторожно относятся к финансовым рискам. Они тщательно оценивают свои финансовые возможности и осознанно подходят к вопросу кредитной нагрузки. Это, с одной стороны, демонстрирует высокий уровень ответственности, но с другой – иногда сдерживает темпы роста бизнеса.
По данным официальной статистики, в Казахстане зарегистрировано около 719 тыс. женщин-ИП, и это число почти соответствует количеству занятых в их бизнесах — 726 тыс. человек. Цифры показывают, что женское предпринимательство в малом бизнесе пока чаще направлено на обеспечение собственной занятости, а не на создание дополнительных рабочих мест. Этот тренд говорит о большом потенциале для дальнейшего роста.
В целом женщины обеспечивают лишь 34% занятых в МСБ, тогда как на мужчин приходится 66%. Гендерный разрыв в доходах остается высоким — женщины зарабатывают в среднем на 25,7 % меньше мужчин. Кроме того, уровень безработицы среди женщин составляет 5,3%, тогда как среди мужчин — 4,2%.
– Почему важно поддерживать женщин в бизнесе? Какие преимущества это дает экономике?
– Вклад женщин сложно переоценить, он отражается на уровне ВВП: труд казахстанских женщин составляет около 40% в его структуре. Международные исследования показывают, что при равном участии женщин и мужчин в экономике ВВП страны может значительно вырасти.
По данным Глобального института McKinsey, продвижение равенства женщин может увеличить годовой рост мировой экономики на 28 трлн долларов к 2025 году. Для стран Центральной Азии и Восточной Европы продвижение гендерного равенства приведет к приросту в 9% к ожидаемому росту ВВП. Если мы взглянем на традиционный прогноз роста ВВП, представленный министерством национальной экономики к 2025 году, и добавим прогноз McKinsey с учетом продвижения гендерного равенства, то темпы роста ВВП практически утроятся. Это означает, что дополнительный вклад в экономику при равном участии женщин составит 14,3%, или 4,5 триллиона тенге.
В Нурбанке мы осознаем важность поддержки женщин в бизнесе. Поэтому мы разработали программу "Бизнес Ханым", направленную на финансирование и консультационную поддержку предпринимательниц. Наша цель – создать благоприятные условия для развития женского предпринимательства, что, в свою очередь, способствует созданию новых рабочих мест, инновациям и укреплению экономической стабильности страны.
– Расскажите подробнее о программе "Бизнес Ханым".
– Программа "Бизнес Ханым" ориентирована на действующих женщин-предпринимателей и предоставляет финансирование на пополнение оборотных средств, инвестиционные цели и рефинансирование действующих займов. Основное отличие – сниженная процентная ставка, что делает финансирование доступнее. Кроме того, программа учитывает особенности женского бизнеса, такие как гибкость условий и акцент на долгосрочное развитие.
Программа дает возможность получить кредит до 100 млн тенге с предусмотренным льготным периодом по погашению основного долга. Это особенно актуально для предпринимательниц, которые запускают новые проекты или инвестируют в расширение бизнеса и нуждаются во временной финансовой подушке, чтобы сформировать стабильный денежный поток.
Программа "Бизнес Ханым" – часть нашей стратегии по поддержке женского предпринимательства.
– Планирует ли Нурбанк расширять программу — например, запускать обучение, менторские сессии, нетворкинг для женщин?
– Да, это один из наших следующих шагов. Мы действительно рассматриваем возможность создания экосистемы поддержки для женщин в бизнесе. Финансирование – это лишь одна сторона. Женскому предпринимательству также нужны знания, менторская поддержка, доступ к профессиональным сообществам и уверенность в собственных силах. Мы убеждены, что такие составляющие помогают добиваться более устойчивого успеха.
– Какие планы у Нурбанка по дальнейшему развитию продуктов для женщин в бизнесе?
– Сейчас наше основное внимание сосредоточено на эффективной реализации программы "Бизнес Ханым". Мы внимательно наблюдаем за результатами и собираем обратную связь от клиентов. В дальнейшем если мы увидим устойчивый спрос и позитивную динамику, то мы рассмотрим возможность по расширению условий продукта.
– Каким вы видите вклад женского бизнеса в экономику Казахстана через 5-10 лет?
– Мы уверены, что в ближайшие 5-10 лет влияние женского бизнеса на экономику Казахстана будет только усиливаться. Причем это развитие будет происходить не только количественно, но и качественно. Доля женщин среди собственников и руководителей бизнеса в секторах с высокой добавленной стоимостью, таких как инновации, цифровая экономика, "зеленые" технологии, социальное предпринимательство, будет расти.
АО "Нурбанк" имеет лицензию № 1.2.15/193 от 3 февраля 2020 года, выданную агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка