Бизнесу намерены расширить путь в банкротство

13558

Юрлицам не придётся доказывать финансовую несостоятельность для входа в процедуру банкротства. 

Бизнесу намерены расширить путь в банкротство

Упростить и ускорить процедуру банкротства юридических лиц намерено Министерство финансов Казахстана. Пакет законодательных новелл ведомство презентовало в мажилисе Парламента. Предлагаемые поправки предусматривают наделение бизнеса правом инициировать банкротство без доказательства неплатёжеспособности, а также проводить в упрощённом режиме ликвидацию длительно бездействующих должников.

Окно в банкротство

Если размер кредиторской задолженности организации превышает объём активов, то предлагаемые Министерством финансов законодательные изменения позволят ей войти в процедуру банкротства. Доказывать отсутствие платёжеспособности в суде юридическому лицу не придётся.

"Мы анализировали иски, которые были поданы в суд в течение 2017 года, обсуждали данный вопрос на уровне судебных органов с участием Верховного суда. К сожалению, практика сложилась так, что несостоятельность трактовалась везде по-разному. К примеру, при наличии одной контрольно-кассовой машины стоимостью 15 тысяч тенге и долга субъекта бизнеса перед другими кредиторами условно 200 тысяч тенге суд иногда отказывал в признании его банкротом. Бизнесу нужно было продать свою контрольно-кассовую машину и только потом заходить в процедуру банкротства. Мы этим законопроектом говорим, что не нужно заходить в банкротство без ничего. Не нужно доводить свой бизнес до убыточного состояния. Если вы видите при наличии активов большую сумму кредиторской задолженности, вы понимаете, что дальше не сможете развивать этот бизнес, то уже можете пойти и применить процедуру банкротства", – прокомментировала abctv.kz руководитель Управления реабилитации и банкротства Комитета государственных доходов Айгуль Уалиева.

Также предлагается сокращение сроков проведения процедур банкротства путём передачи ряда полномочий собрания кредиторов более мобильному комитету кредитора. Сегодня же ведущая роль при проведении процедуры банкротства отведена кредиторам, так как они прямо заинтересованы в исходе процесса.

"Собрание кредиторов затратно по времени и финансам, так как предполагает участие всех кредиторов, которых могут быть десятки и сотни. В среднем на одного банкрота затрачивается до 7,5 месяца, на созыв всех заседаний собраний кредиторов. Комитет же избирается собранием и является его представительным органом. Однако он малочислен и процедура его созыва проще. Поэтому мы предлагаем передать ряд полномочий собраний кредиторов более мобильному комитету кредитора. За счёт передачи этих полномочий ожидается значительная оптимизация сроков проведения процедуры банкротства", – пояснил вице-министр финансов Канат Баедилов.

Кроме того, документ предполагает упрощение процедуры ликвидации длительно бездействующих должников без возбуждения процедуры банкротства, то есть привлечения администратора.

ИП дадут реабилитироваться

На сегодняшний день индивидуальные предприниматели не могут применить процедуру реабилитации и вынуждены идти на банкротство. Инициированные поправки предоставляют им такую возможность.

"Действующий закон не содержит прямой нормы о снятии ареста со счетов и имущества. Вопрос решается зачастую через суд. Компания не может рассчитываться с работниками и поставщиками, а реализация плана находится под угрозой. Проектом закона предлагается отменить все аресты по счетам и имуществу должника с момента утверждения судом плана реабилитации. Это даст возможность компании приступить к исполнению плана реабилитации, не отвлекаясь на судебные тяжбы", – отметил Канат Баедилов.

В целях недопущения применения реабилитации недобросовестными субъектами бизнеса проектом закона предусмотрены ограничительные меры. В частности, установлен запрет на применение реабилитации, если со дня вынесения судом решения об отказе в применении такой процедуры не истекло шесть месяцев.

Лжебанкротам закрутят гайки

Законодательные изменения также коснутся порядка признания должника лжебанкротом. Действующая формулировка состава преднамеренного и ложного банкротства делает сложным процесс привлечения виновных лиц к ответственности. В частности, законопроектом вносятся изменения в 238-ю, 239-ю, 240-ю статьи Уголовного кодекса, которые подразумевают конкретизацию состава преступления должностных лиц банкрота как "причинение имущественного ущерба и законным правам и интересам кредиторов". То есть достаточно будет установить факт вывода должностным лицом имущества до банкротства и причинения ущерба интересам кредиторов.

"На сегодня при расследовании дел очень сложно понять грань между ложным и преднамеренным банкротством, потому что одно из другого вытекает. Статистика говорит о том, что по ложному банкротству у нас не возбуждено ни одного уголовного дела. Есть только дела по преднамеренному банкротству", – сказала руководитель Управления реабилитации и банкротства Комитета государственных доходов Министерства финансов Айгуль Уалиева.

По её данным, за 11 месяцев 2018 года было подготовлено порядка 400 заключений о фактах преднамеренного и ложного банкротства. Но ответственность была применена только к 35 должникам.

Ликвидация по упрощёнке

Ликвидацию длительно бездействующих должников без возбуждения процедуры банкротства предлагается проводить на основании решения суда, без участия администратора.

"Это должно инициироваться как самим должником по определённым условиям, так и органами госдоходов. Органы госдоходов такую процедуру должны инициировать только в отношении отсутствующего должника, то есть того, кто отсутствует по месту нахождения в течение шести месяцев", – пояснила abctv.kz Айгуль Уалиева.

При этом задолженность юрлица не должна превышать 2,5 тыс. МРП. Одновременно должник не должен иметь в собственности имущество. Условием, которое позволит ликвидироваться по упрощёнке, станет для бизнеса отсутствие неправомерных сделок.

"То есть он не должен быть контрагентом по каким-либо договорам, которые могут быть признаны недействительными, не может быть контрагентом предприятий, которые признаны лжепредприятиями. Также он не должен состоять в реестре налоговых и таможенных проверок", – добавила Айгуль Уалиева.

К слову, сегодня, по официальным данным, процедуру банкротства в стране проходят порядка четырёх тысяч субъектов бизнеса, 400 предприятий – в стадии реабилитации.

Карина Алимова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться