Более 100 школ построят в Казахстане по ГЧП

11093

По данным МОН, инструмент ГЧП поможет решить вопрос трехсменки в школах.

Более 100 школ построят в Казахстане по ГЧП

Чем отличается эта модель строительства, где выгодно строить школы на 2 тысячи мест, и что получает инвестор – об этом в интервью inbusiness.kz  с вице-министром образования и науки Бибигуль Асыловой. 

– Бибигуль Амангельдиновна, сколько школ будет построено в Казахстане, в том числе с участием частных инвестиций?

– За 1991-2020 годы  в Казахстане построено порядка 1900 школ за счет бюджетных средств. Демографический рост, внутренняя миграция и в целом естественный износ школьных зданий влекут за собой дефицит  ученических мест. В отдельных городах и регионах не успевают своевременно вводить и строить школы.  Наиболее остро этот вопрос стоит в Нур-Султане, Алматы, Алматинской, Туркестанской областях.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев  в своем недавнем послании народу Казахстана  сказал, что к 2025 году дефицит ученических мест достигнет 1 млн. В этой связи перед правительством и акимами регионов  поставлена задача построить тысячу школ на 1 млн мест до 2025 года. Министерство совместно с регионами подготовили проект дорожной карты строительства 1000 школ, в ближайшее время она будет утверждена. В данной дорожной карте определено, сколько школ будет построено до 2025 года в том или ином населенном пункте, городе и за счет каких источников: бюджетные или частные инвестиции.

Мы понимаем, что это огромные бюджетные затраты, и, несмотря на то, что правительство выделяет деньги, их всегда недостаточно, и поэтому здесь было решено применить при строительстве модель программного ГЧП. Чем хорош этот инструмент? Если вернуться к статистике, которую я привела, то за годы независимости по стандартному формату ГЧП были построены всего лишь несколько школ и ряд детсадов. Это говорит о том, что на сегодняшний день стандартная модель ГЧП при строительстве школ не совсем привлекательна для бизнеса, много бюрократических процедур, сложный механизм согласования документации, отсутствие лимитов бюджетных средств у местных исполнительных органов. В этой связи в прошлом году акимат столицы обратился в министерство образования и науки с новыми подходами реализации проектов ГЧП с учетом софинасирования за счет средств республиканского бюджета. 

По плану в числе 1000 тысячи школ 101 по республике  будет построена  в рамках ГЧП, это более 170 тысяч ученических мест. В этом году в столице по ГЧП сдали школу на 4 тысячи мест. До конца учебного года еще будет три школы. За год по ГЧП в столице введут 18 тысяч ученических мест. При этом нехватка мест в мегаполисе составляет порядка 30 тысяч.  Таким образом, именно благодаря проекту ГЧП мы в максимально сжатые сроки закрываем потребность в ученических  местах.

Как показывает практика, к сожалению, при целевом строительстве за счет бюджетных средств мы сталкиваемся с рядом трудностей. Это и несвоевременное освоение бюджетных средств, на что есть ряд причин, начиная от конкурсных процедур, различных судебных издержек до коррупционных составляющих. Школы не сдаются в установленные сроки, затягивание сроков влечет удорожание проектов. При реализации проектов ГЧП механизм такой, что инвестор вкладывает собственные денежные средства, начинает строительство школы и по графику сдает объект в эксплуатацию, для того чтобы потом в течение 5-10 лет (все зависит от контракта ГЧП) возвращать вложенные средства.  Поэтому мы считаем,  модель ГЧП по строительству школ должна масштабироваться и применяться во всех регионах. Еще раз повторюсь, это достаточно быстрый способ закрыть потребность в ученических местах и отсутствие необходимости одномоментно выделять огромные бюджетные средства на строительство школ.   

– Расскажите подробнее об этой модели. Есть ли заинтересованность, что выигрывает инвестор? 
 
– Во-первых, принятие решения о привлечении инвесторов к строительству школ за местным исполнительным органом. Условия реализации проектов ГЧП также устанавливаются ими в конкурсной документации и договоре. При этом после истечения сроков договора школа передается в коммунальную собственность региона. Во-вторых, акиматы предоставляют инвесторам земельные участки под строительство школ и определяют объем  софинансирования проекта за счет средств местного бюджета, обеспечивают доступ к инженерным коммуникациям.  В-третьих, при строительстве школ у частных инвесторов имеются преференции при кредитовании,  процентная ставка по займам снижается до 7-10%. В-четвертых, часть затрат, связанных с погашением обязательств местных исполнительных органов, по договору ГЧП будет покрываться за счет средств республиканского бюджета. 

Что касается инвесторов, то здесь, наверное, больше все-таки срабатывают социальная ответственность бизнеса перед государством и возможность реализовать себя на рынке образовательных услуг, внести вклад в улучшение качества образования. К примеру, тот же самый проект в столице – это школы нового формата Бином, также ряд инвесторов заинтересованы в аналогичных проектах. 

– Могут ли зарубежные инвесторы участвовать в строительстве школ?

– Да, могут. Чем больше инвестиций будет привлечено в строительство школ, тем лучше для нас. Условия по проектам ГЧП для всех едины. Но для иностранных инвесторов сразу хочу сказать, что по действующему законодательству деятельность общеобразовательных школ лицензируется и обучение проводится в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом обучения, утверждаемым МОН РК.
 
–  В каких регионах бизнес более активен?

– Практически во всех. Но больше в Алматы, Нур-Султане, Туркестанской и Алматинской областях – там, где прирост детей школьного возраста достаточно высокий. 

– Какие сейчас требования к зданиям? Ранее звучала критика по проектам зданий.
 
– Требования стандартные, строительство осуществляется на основании проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу.  При применении проектов местные исполнительные органы также самостоятельно принимают решение, какой проект они могут применять.  В мае, когда обсуждался проект ГЧП по Нур-Султану, говорили о дороговизне проекта, при этом сейчас многие родители желают попасть в данную школу. Преимуществом этого проекта является полное оснащение учебным, лабораторным оборудованием, комфортная среда для детей. 

К нам обратился частный инвестор, который хочет построить школы в Западно-Казахстанской и Атырауской областях по московскому проекту. В Туркестанской области открывается домостроительный комбинат, они хотят свои модульные проекты применить, то есть здесь уже акимат определяет проекты, приемлемые для их региона. Типовые проекты у нас имеются, на 300 мест, и на 600, 900, и на 1200 мест. В настоящее время  комитет по делам строительства разрабатывает проект школы на 2 тысячи мест. Крупные школы необходимы для таких агломераций, как Нур-Султан и Алматы, потому что есть нехватка земельных участков и строить здания с высокой проектной мощностью выгодно. 

– Какое финансирование выделяет государство на строительство по ГЧП?

– На сегодня пока выплат не было. Единственный договор по ГЧП заключен в столице. Выплаты производятся после сдачи объекта в эксплуатацию. По модели в Нур-Султане в течение 5 лет возмещаются инвестиционные  затраты. Кроме того, им государство выплачивает за общеобразовательный компонент, учитывая, что инвесторы  сопровождают весь образовательный процесс. Эти средства выплачивались бы в любом случае, даже если бы эту школу целиком и полностью построило бы государство. В целом по Нур-Султану они строят 6 школ. 

– Школы по ГЧП бесплатные для детей?

– Да, бесплатные. Если школа построена частниками, это не означает, что она платная. До 2019 года в Казахстане было примерно 120 частных школ. С внедрением подушевого финансирования, стимулирования бизнеса к строительству школ путем возмещения амортизационных затрат их число за последние 3 года выросло до  260. Это частные школы, где мы размещаем госзаказ. Если ранее ценовая политика была более жесткая, в основном это были дорогие школы, то сейчас у нас есть и бесплатные частные школы, что характерно для Туркестанской области, Шымкента. То есть порядка 13-15 частных школ бесплатно обучают детей, а государство платит им госзаказ.

Со временем конкуренция будет усиливаться: при подушевом  финансировании "деньги идут за ребенком" родители будут выбирать более лучшие для своих детей условия.

В целом многие страны испытывают проблемы с дефицитом ученических мест,  государство не сможет в одиночку решить все вопросы, поэтому частные инвестиции позволят справиться с проблемой трехсменки и повысить качество образования. 

– Спасибо за интервью. 

Айгуль Тулекбаева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться