Будет ли стоп единой цифровой валюте в ЕАЭС?

Аскар Муминов Аскар Муминов
11422

Как эксперты комментируют необходимость облегчения взаимных расчётов между странами.

Будет ли стоп единой цифровой валюте в ЕАЭС?

Москва пока настаивает лишь на цифровом формате объединения финансовых инструментов. Новую жизнь в дискуссию о единой валюте вдохнули слова министра национальной экономики (МНЭ) Тимура Сулейменова, который категорически отверг идею единой цифровой валюты, дав понять, что в Астане не испытывают восторга от замены тенге на любую общую валюту в Евразии.

По словам г-на Сулейменова Казахстан выработал принципиальную позицию относительно перехода на общую валюту в ЕАЭС.

"Мы не поддерживаем. Это и моя личная позиция, и позиция как политического человека. Я считаю, что национальная валюта – это символ нашего суверенитета, почти такой же, как гимн, флаг и герб. И мы должны её всячески беречь, развивать и сохранять. И каких-то других возможных квази-, проксивалют и так далее допускать на свою территорию не должны", – обозначил свою позицию глава МНЭ Тимур Сулейменов.

Не официальное предложение, но Минфин поддержал

Предложение о единой цифровой валюте озвучили в российском Национальном платёжном совете.

"Но это не является предложением официальным российской стороны. Точно так же любая Ассоциация финансистов Казахстана может подобное предлагать", – сказал министр.

Стоит отметить, что ранее министерство финансов России поддержало предложение Национального платежного совета РФ о введении в ЕАЭС единой цифровой валюты.

"Создание электронных денег в ЕАЭС необходимо для облегчения взаимных расчётов в условиях угрозы санкций. Концептуально валюта будет напоминать европейский ЭКЮ, предшествовавший появлению евро. Главное отличие состоит в том, что использование денежной единицы ЕАЭС может быть ограничено исключительно операциями взаимозачётов между членами союза и не перерастёт в традиционные деньги", – пояснил вице-министр финансов РФ Алексей Моисеев.

Также прозвучало предложение, что в новое платёжное средство будут трансформироваться взаимные обязательства стран – участниц ЕАЭС по уплате за поставленные друг другу товары, а остатки на счетах, возникшие в результате клиринга, могут быть конвертированы в реальные деньги.

Ранее Казахстан довольно уклончиво реагировал на предложения о создании единой валюты, отмечая, что это не перспектива ближайших 10 лет, однако, судя по заявлению Сулейменова, такая возможность не рассматривается в принципе. Об этом abctv.kz поговорил с экспертами.

Конец финансовому суверенитету

Заместитель директора Центра исследований прикладной экономики (ЦИПЭ) Олжас Тулеуов считает, что главным риском единой валюты является создание условий, при которых у государства ликвидируются все возможные законные и экономические механизмы намеренного снижения трансграничных эффектов в случае возникновения различных шоковых явлений в стране-партнёре. Другими словами, единая валюта станет каналом полного "импорта" всех внешних и внутренних шоков, возникающих в той же России.

Он заметил, что в качестве преимуществ механизма единой электронной валюты, предложенной российской стороной, называют предполагаемую централизованность процесса и возможное снижение транзакционных издержек при проведении торговых операций между странами.

Однако не ясна процедура определения курса единой электронной валюты по отношению к национальным валютам стран – участниц ЕАЭС. Помимо этого, отсутствует регуляторный и наднациональный орган или система, способная на принципах равноправия, транспарентности и законности контролировать и развивать вероятные "валютные" отношения между странами в рамках единого электронного платёжного инструмента, подчеркнул аналитик.

"К примеру, в период обращения того же ЭКЮ, с 1979 по 1998 год, на территории Европейского экономического сообщества существовала европейская валютная система (ЕВС), которая регулировала все вопросы касательно валютных взаимоотношений между странами-участницами. И что немаловажно, процесс эволюции и полного становления ЕВС занял семь лет – с 1972 по 1979 год. Станет ли заявление Сулейменова началом краха идеи единой валюты ЕАЭС? Не думаю, учитывая тот факт, что желающих реализовать этот проект немало, как за пределами, так и в пределах Казахстана", – заметил г-н Тулеуов.

Выгодно только России

Руководитель аналитического отдела FXPrimus Арман Бейсембаев заметил, что, учитывая разницу в экономиках внутри союза и характер взаимоотношений между его участниками, создание некоего аналога единой расчётной единицы играет исключительно в пользу РФ. К тому же и уровни развития экономик слишком разные.

"Создание единой валюты нельзя мотивировать желанием только одной стороны. Для этого должна пройти ещё масса разных процессов, начиная с координации и синхронизации бюджетной, налоговой политики, финансовой сферы, частного сектора, заканчивая уровнем жизни рядовых граждан", – сказал г-н Бейсембаев.

Глава партии КНПК в нижней палате Парламента, Айкын Конуров, считает, что назвать слова Тимура Сулейменова принципиальной позицией нельзя, потому что в договоре ЕАЭС прописано создание единого Центробанка в Алматы, так что концептуально экономический союз подразумевает единую денежно-кредитную политику.

Генеральный директор компании ARUM Capital Екатерина Серединская заметила, что предполагалось, что единая электронная расчётная единица будет использоваться лишь для клиринга – безналичных расчётов в учёт взаимного зачёта. В данный момент для этой процедуры используются национальные валюты и некоторые сторонние, вроде доллара и евро. По её словам, гораздо целесообразнее было бы говорить о схожести предложенной системы с азиатской валютной единицей (AMU), которая активно используется 16 странами: КНР, Японией, Австралией, Индией, Кореей и другими.

"Курс AMU рассчитывается ежедневно на основе курсов национальных валют стран-участниц, представленных в корзине пропорционально размеру торгового оборота и объёму ВВП. В качестве основного плюса инициативы можно назвать снижение зависимости от рубля: по ходу дедолларизации роль российской валюты неуклонно увеличивалась, что негативно сказывалось на странах-партнёрах и их экономическом потенциале. Таким образом, некий нейтральный вариант должен устроить членов ЕАЭС и пойти на пользу местным валютам", – считает г-жа Серединская.

Стоит отметить, что ещё в ноябре в ходе XIII Международной конференции "Евразийская экономическая интеграция" председатель правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Андрей Бельянинов заявил, что российская сторона провела большой анализ по созданию расчётно-клиринговой системы.

Так, ЕАБР уже подключён к национальным клиринговым системам ЕАЭС и имеет счета во всех центральных банках стран – участниц союза. Обладает технологией для осуществления клиринга в нацвалютах и является маркетмейкером и активным участником на биржах государств объединения.

"Важной особенностью валютно-клиринговых систем ЕАБР является возможность её использования для расчёта в нацвалютах, минуя SWIFT и конвертацию в доллары", – заявил он тогда.

При этом стоит отметить, что, согласно данным ЕЭК по итогам 2017 года, доля взаиморасчётов в долларах внутри ЕАЭС за 2017 год составила 18%.

Аскар Муминов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться