Будет проведена экспертиза отчета оценки стоимости Международного аэропорта Актобе

5102

Первый вице-премьер РК Алихан Смаилов ответил на депутатский запрос о заниженной стоимости подлежащего приватизации АО "Международный аэропорт Алия Молдагулова".

Будет проведена экспертиза отчета оценки стоимости Международного аэропорта Актобе

Напомним, запрос еще 8 сентября на заседании мажилиса парламента инициировал депутат Андрей Линник, сообщает корреспондент inbusiness.kz.

Мажилисмен потребовал проверить обоснованность оценки стоимости имущественного комплекса Международного аэропорта Актобе и возможную заинтересованность должностных лиц и их аффилированность с организаторами процесса приватизации указанного аэропорта. Депутата смутила оценочная стоимость в 7,32 млрд тенге (17,2 млн долларов).

Проверке быть

И вот теперь г-н Смаилов в ответе депутатам пояснил: "Согласно пункту 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан "Об оценочной деятельности в Республике Казахстан" (далее – закон об оценке) в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете об оценке, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, может проводиться экспертиза отчета об оценке. Экспертиза отчета об оценке проводится экспертным советом палаты оценщиков, членом которой является оценщик, проводивший оценку".

По его информации, экспертиза отчета об оценке проводится по инициативе заказчика и (или) третьего лица, оспаривающего отчет об оценке.

В этой связи соответствующее письмо о проведении экспертизы отчета об оценке, представленного оценщиком, направлено в палату оценщиков "Саморегулируемая организация "Содружество оценщиков Казахстана" (письмо управления финансов Актюбинской области от 15 сентября 2021 года). Срок проведения экспертизы отчета об оценке определен правилами, утвержденными приказом министра финансов Республики Казахстан от 3 мая 2018 года и не превышает тридцати календарных дней", – отметил вице-премьер.

В ответе Смаилова говорится, что результатом экспертизы отчета об оценке, согласно пункту 2 статьи 11 закона об оценке, является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертным советом палаты оценщиков.

"В случае выдачи отрицательного экспертного заключения по отчету оценщика заказчиком будет проведена соответствующая работа в установленном законодательством порядке", – проинформировал первый вице-премьер.

А вот что ответил зампремьера по поводу аффилированности:

"Организатором процесса приватизации в Актюбинской области, осуществляющим мероприятия по предпродажной подготовке и продаже объектов коммунальной собственности, является управление финансов Актюбинской области как уполномоченный орган акимата Актюбинской области. Аффилированности между юридическими лицами, проводившими оценку аэропорта, и лицами, ответственными за процесс его приватизации, не имеется".

С чего все началось?

Напомним, 24 августа этого года в "Юридической газете" появилось объявление, что управление финансов Актюбинской области 9 сентября 2021 года в 11:00 на веб-портале Реестра государственного имущества проводит тендер по передаче в доверительное управление сроком на три года с правом выкупа 100% акций АО "Международный аэропорт Алия Молдагулова". Там же были указаны тендерные условия.

Вскоре в СМИ стали появляться статьи, в которых авторов смущало, что приватизируется стратегический объект, к тому же приносящий прибыль и имеющий большой потенциал развития: в последнее время увеличивается число пассажирских и грузовых авиаперевозок, включая транзитные. Причем условия тендера позволяют изменить профиль деятельности аэропорта уже через три года. Да и оценочная стоимость в 7,32 млрд тенге (17,2 млн долларов) несколько смущала.

А 8 сентября этот вопрос уже обсуждался на заседании в мажилисе парламента.

"Прежде всего вызывает вопрос адекватность оценочной стоимости объекта", – высказался мажилисмен Андрей Линник.

ВПП и инфраструктура аэропорта 1-го класса способна принимать практически все существующие в мире воздушные суда, включая Ан-124, Ил-86 и боинги различных модификаций. У аэропорта наивыгоднейшая геолокация – он находится на пересечении крупнейших международных авиатрасс, соединяющих Западную Европу с Центральной и Юго-Восточной Азией.

Мажилисмена смутила не только оценка, но и оценочная компания, которая за месяц всего за 130 тыс. тенге сделала всю работу. В связи с чем он попросил инициировать проверку обоснованности оценочной стоимости имущественного комплекса "Международный аэропорт города Актобе", проверить возможную заинтересованность должностных лиц и их аффилированность с организаторами процесса приватизации указанного аэропорта.

В этот же день прокомментировать ситуацию журналистам, которые спрашивали, возможно ли отдавать стратегический объект в частные руки, попытался руководитель управления финансов Актюбинской области Нурлыбек Унербаев

"Согласно Гражданскому кодексу международный аэропорт однозначно является стратегическим объектом. Чтобы провести процедуру отчуждения, необходимо соответствующее решение правительства. 29 декабря прошлого года правительство такое решение приняло. Поэтому данный объект выставляется на торги", – сказал он.

Уже на следующий день (9 сентября) на экстренно проведенном брифинге руководитель областного управления финансов пояснил следующее:

"3 сентября 2021 года в общественно-политическом и правовом печатном издании "Юридическая газета" № 69-70 опубликовано информационное сообщение об отмене тендера по передаче в доверительное управление с правом дальнейшего выкупа сроком на три года АО с изменением тендерных условий. Мы не вчера его отменили, а на прошлой неделе. Это было решено комиссией при областном акимате. В связи с изменением тендерных условий".

Почему аэропорт не отдали инвестору, пожелавшему вложить в него в три раза больше?

Кстати, депутат Андрей Линник задал такой вопрос на заседании мажилиса парламента 8 сентября:

"Почему аэропорт оценивается в такую сумму, если два года назад потенциальный международный инвестор обсуждал и подписал меморандум на сумму, в три раза большую?"

А вот здесь следует объяснить. 20 мая 2019 года на сайте российского ресурса kommersant.ru ("КоммерсантЪ") появляется материал под названием "АЕОН кружит вокруг Актобе" с пояснением, что группа интересуется аэропортами в Казахстане.

Далее указывается: "АЕОН Романа Троценко рассматривает участие в модернизации аэропорта Актобе в Казахстане стоимостью около $50 млн… АЕОН Романа Троценко подписала меморандум с Kazakh Invest, специализирующейся на привлечении зарубежного капитала в национальные инвестпроекты Казахстана, о комплексной реконструкции аэропорта Актобе. Проект предусматривает модернизацию ВПП и строительство нового терминала. По словам господина Троценко, инвестиции в проект определит специально создаваемая рабочая группа.

"Мы можем предположить, что аэропорт с такой инфраструктурой потребует около $50 млн", – сказал он…

…АО "Международный аэропорт Актобе" принадлежит акимату (администрации) Актюбинской области, получившему его от госфонда "Самрук-Казына". В 2016 году актив включили в программу приватизации… С 2014 года после повышения таможенных тарифов в Казахстане через аэропорт Актобе практически прекратились грузовые перевозки: их стало выгоднее осуществлять через Кыргызстан. В последние годы аэропорт убыточен, финансовые результаты не раскрывались. Источник "Ъ" в аэропортовом холдинге "Новапорт" (входит в АЕОН) говорит, что развивать актив можно, привлекая небольших перевозчиков за счет невысоких ставок аэропортовых сборов… Аэропорт Актобе может стать первым активом группы в Казахстане… Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий считает, что Актобе может быть довольно интересным для АЕОН с учетом опыта управления "Новапортом" средними российскими аэропортами:

"Из всех постсоветских республик в Казахстане действует одна из лучших законодательных систем, гарантирующих защиту инвестиций".

Почему-то с российским инвестором не срослось, несмотря на подписанный меморандум. Однако стоит отметить, что с 2020 года Международный аэропорт Актобе стал рентабельным, даже несмотря на пандемию, а с 2021-го транспортные и пассажиропотоки увеличились в разы, сделав воздушную гавань города на белом холме лакомым кусочком, приносящим хорошие дивиденды. Странно, не правда ли?

Семён Данилов


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться