Цена на российскую нефть рухнула, но обвала рубля ждать не стоит

942

Эксперты единодушны – Казахстан выиграет от нового витка цен и роста дисконтов по всем фронтам.

Цена на российскую нефть рухнула, но обвала рубля ждать не стоит  Фото: pixabay.com

Недавняя новость о резком падении цены на российскую нефть марки Urals до критических 36,6 доллара за баррель, вызванном новым пакетом американских санкций и угрозами вторичных ограничений, стала неожиданностью для мировых рынков.

Приведет ли этот обвал к немедленному ослаблению российского рубля и каким образом ситуация может обернуться для Казахстана, разбиралась корреспондент inbusiness.kz.

Обстоятельства и последствия ценового шока проанализировали экономист Арман Бейсембаев и эксперт рынка нефти и газа Ерлан Жаукин.

По мнению Армана Бейсембаева, причиной обвала Urals является не перенасыщение рынка, а эскалация геополитического давления. Падение цены ниже установленного потолка – это прямой результат ужесточения санкционной архитектуры, направленной против крупнейших российских нефтяных компаний, как "Роснефть", "Лукойл".

"Падение Urals в большей степени связано с тем, что санкционные риски резко выросли. Теперь покупатели российской нефти требуют больше дисконта, чтобы выгода от покупки перевешивала риски от возможных вторичных санкций", – объяснил Бейсембаев.

Эксперт подчеркнул, что основную роль в нагнетании рисков играет риторика Дональда Трампа, который угрожает ввести ограничения против стран, продолжающих вести бизнес с Россией.

По его словам, именно эти угрозы вынуждают покупателей, таких как Индия, постепенно отказываться от российского сырья.

Ерлан Жаукин подтвердил, что никакого другого влияния, кроме американских санкций, на ценообразование Urals нет.

 "Это удар по теневому флоту, удар по покупателям российской нефти. Это единственная причина", – уверен он.

Феномен рубля: валюта, которая не конвертируется

Вопреки классическим экономическим законам, обвал цены на основной экспортный товар не вызвал падения курса рубля. Арман Бейсембаев объясняет этот феномен потерей рублем статуса рыночной и свободно конвертируемой валюты.

Экономист прямо заявляет, что рынка для рубля уже не существует. Валюта фактически отрезана от мировых финансовых потоков, а ее курс формируется не рыночной оценкой, а административными мерами.

Основным стабилизирующим механизмом является требование к экспортерам конвертировать на внутреннем рынке до 80% валютной выручки.

"Падает Urals, растет Urals – это не имеет никакого значения, пока экспортеры тащат свою валютную выручку на рынок и выкидывают огромное количество иностранной валюты", – говорит Бейсембаев.

Таким образом, текущая стабильность рубля – это результат манипулирования валютными потоками, а не отражение реального экономического здоровья.

Экономика или война?

Низкая цена на Urals – это не просто ценовой сдвиг, а стратегический шаг, направленный на истощение бюджета России.

По словам экономиста, стратегическая цель санкционного давления – лишить Россию возможности зарабатывать на энергоносителях. Это создает острый дефицит средств, который вынуждает правительство выбирать между двумя критически важными направлениями.

 "Либо войну останавливаешь для того, чтобы поддержать экономику, поддержать людей, продолжать выплачивать пенсии, пособия с зарплатами... Или продолжаешь войну ценой того, что у тебя просто может рухнуть экономика", – объясняет эксперт.

Обвал цены Urals ниже 40 долларов за баррель, по его мнению, гарантированно приведет к сокращению экспортной выручки и поступлений в федеральный бюджет.

Последствия для Казахстана – неожиданный выигрыш на рынке ГСМ

Для казахстанского тенге падение Urals не несет прямой угрозы.

Как подчеркнул Арман Бейсембаев, казахстанская нефть торгуется под другими марками и не связана с ценой Urals. Реакция тенге на рубль носит косвенный характер. Курс национальной валюты Казахстана сейчас больше определяется внутренними факторами: налоговые выплаты экспортеров, трансферы Нацфонда, покупки Нацбанка.

На взгляд Ерлана Жаукина, если последует ослабление рубля, то это принесет Казахстану ощутимую положительную динамику на внутреннем рынке. Вторичное влияние зависит от импорта российских продуктов. В понимании эксперта это может повлиять на возможности Казахстана – на другие отрасли, не только нефтяного сектора.

"Если рубль от этого обвалится, то касательно рынка ГСМ у нас диспаритет цены снизится, уменьшится. Курсовая разница между ценами на топливо на заправках в Казахстане и России сократится. Снижение диспаритета уменьшит риски перетоков – нелегального вывоза дешевого казахстанского бензина в соседнюю страну, что ранее создавало дефицит и напряженность на казахстанском топливном рынке", – сказал Жаукин.

Касательно конкурентной среды для казахстанской нефти эксперт ответил, что спрос на нее на мировых рынках по-прежнему высок. Но Казахстан ограничен действующими обязательствами по соглашениям ОПЕК+, что не позволяет немедленно увеличить объемы добычи для замещения российского сырья.

Ранее сообщалось, что дешевизна ГСМ в стране фактически субсидирует узбекский, киргизский и российский бизнес.

Читайте по теме:

Цены на российскую нефть обрушились до 36 долларов за баррель

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться