Частный бизнес в Казахстане сильно ограничен – исследование

5830

Роль государства при вмешательстве в экономику представил в своем исследовании Halyk Bank.

Частный бизнес в Казахстане сильно ограничен – исследование Фото: inbusiness.kz

В нем также рассмотрены возможные пути создания сильной, эффективной и современной рыночной экономики при условии, если экономическая модель развития страны будет изменена. Об этом сообщает inbusiness.kz.

Роль государства в экономике страны

В исследовании банка говорится, что начиная с кризиса 2008-2009 гг. роль государства в экономике Казахстана резко усилилась. Последние 10 лет такие международные организации, как МВФ, Всемирный банк и ОЭСР, делая анализ развития экономики Казахстана, постоянно подчеркивают, что для роста конкурентоспособности, производительности и диверсификации экономики Казахстану необходимо проводить структурные реформы, ключевым элементом которых должно стать снижение избыточного государственного участия в экономике и построение полноценной рыночной экономики в стране.

Несмотря на то, что начиная с 2020 года на самом высоком уровне постоянно подчеркивается приоритет разгосударствления экономики Казахстана, текущие подходы правительства по развитию экономики и по социальной защите населения находятся в глубоком противоречии с рыночными реформами, из-за чего разгосударствление топчется на месте. В исследовании отмечается, что, к сожалению, до настоящего времени ни в одном правительственном стратегическом документе не было адекватного и полноценного анализа таких противоречий, а также нет всесторонней оценки негативного влияния государства на рыночные отношения в Казахстане. Соответственно, у правительства нет четких планов и плановых индикаторов по прекращению антирыночных подходов развития экономики и по кардинальным рыночным реформам.

До кризиса 2008-2009 годов власти Казахстана активно и успешно строили рыночную экономику. Однако в 2008 году, во время кризиса, Стратегия развития страны на 2003-2015 годы была кардинально пересмотрена. Именно в ней начался переход от рыночных подходов к командно-административным и распределительным методам управления экономикой, то есть государство стало напрямую заменять собою рыночные отношения, постепенно переходя от рыночной экономики к государственному капитализму.

“После кризиса 2008-2009 годов цены на нефть выросли до рекордных величин, и нефтяной Национальный фонд Казахстана начал быстро расти. Перераспределяя нефтяную ренту в экономике, с 2010 года государство резко усилило свою роль как собственника крупного и ключевого бизнеса в стране, а также свою роль как регулятора экономических и бизнес-отношений в Казахстане. Помимо этого, государство стало заменять собой банковскую систему и фондовый рынок, предоставляя льготные кредиты в "приоритетных" отраслях экономики. В анализе банка сообщается, что основным источником избыточного вмешательства государства в экономику является Национальный фонд РК (Нацфонд)”,  говорится в исследовании.

На рисунке 1 показано резкое увеличение использования средств Нацфонда после кризиса 2008-2009 годов.

Благодаря использованию Нацфонда и доходов госбюджета государство активно наращивало свой контроль над активами в экономике, которые могли бы находиться под управлением частного бизнеса. На рисунке 2 показаны активы квазигосударственного сектора, которые можно было существенно сократить, передав их в конкретную среду.

Активы квазигосударственного сектора и их доля к ВВП

В результате такого резкого роста вмешательства государства в экономику после кризиса 2008-2009 гг. в Казахстане был построен государственный капитализм, который привел к тому, что конкуренция и рыночные механизмы и институты в Казахстане в значительной степени искажены. Частный бизнес в Казахстане сильно ограничен и не проявляет многих важных черт здорового частного сектора, как в развитых странах. Здоровая конкуренция во многом превратилась в недобросовестную борьбу за государственные закупки и контракты квазигоскомпаний. Практически все существующие государственные меры по поддержке бизнеса являются антирыночными по своей сути и часто поддерживают неэффективный бизнес.

Влияние государства на финансовый рынок

Продолжает усиливаться влияние государства и на финансовом рынке. В исследовании говорится, что особенно большое негативное влияние на развитие рыночной экономики в Казахстане оказывает вмешательство властей в рыночные отношения в банковской системе и в финансовом рынке в целом. После Глобального Финансового Кризиса 2008-2009 годов государство, имея много денег в Нацфонде, начало активно вмешиваться в когда-то вполне конкурентный и рыночный финансовый сектор за счет государственного финансирования, которое выдается нерыночным способом и по сильно заниженной процентной ставке. Возможно такое вмешательство было необходимо непосредственно во время кризиса, но после него прошло уже 15 лет, а государство все продолжает свое вмешательство в рыночные отношения на финансовом рынке. Раздача дешевых денег нерыночными методами со стороны государства является ключевой причиной, почему не растет рыночное кредитование в банках и рыночное финансирование на фондовом рынке. Также, такое льготное государственное кредитование сильно стимулирует рост темпов инфляции в Казахстане и мешает проведению адекватной денежно-кредитной политики Национальным Банком.

“На сегодня не видно усилий правительства по прекращению своего негативного вмешательства в рыночные отношения на финансовом рынке. Так, в феврале 2021 года Нацбанк, АРРФР и правительство подписали "Соглашение о координации мер макроэкономической политики на 2021–2023 годы". В соглашении особо подчёркивалась необходимость обеспечения рыночных принципов функционирования финансовой системы и всей экономики в целом. В связи с этим, было запланировано, что до конца 2021 года правительством будет разработана 5-летняя дорожная карта по постепенному отходу от нерыночных инструментов господдержки на финансовом рынке. К сожалению, данная дорожная карта так и не была утверждена”, - говорится в проведенном банком анализе.

Помимо продолжения вмешательства в рыночные отношения в финансовой системе, государство стало наращивать свое владение коммерческими финансовыми организациями. Более того, государство продолжает сохранять и даже наращивать свою собственность в инфраструктуре финансового рынка, которая в развитых странах обычно находится в частной собственности. К ним относятся – фондовая биржа, депозитарий ценных бумаг, платёжные системы. Например, государство, вместо передачи своих функций в конкурентную среду, наращивает свою собственность в сфере кредитных историй и так далее.

“Наличие государственных финансовых институтов развития в стране – это нормальная практика. Однако, их основная роль – это решать проблемы провалов (неэффективности) финансового рынка, а не конкурировать с коммерческими банками и другими частными финансовыми организациями в их традиционных сферах деятельности. К сожалению, на сегодня финансовые институты развития, входящие в группу НУХ "Байтерек", имея привилегированный доступ к дешевому государственному финансированию, очень часто занимаются недобросовестной конкуренцией по отношению к частным финансовым организациям. При этом, активы институтов развития очень быстро растут”, - отмечается в исследовании.

В нем подчеркивается, что в свое время, директивное объединение частных пенсионных фондов в единый государственный пенсионный фонд очень негативно повлияло на развитие фондового рынка в Казахстане. Сейчас власти осознали эту ошибку и делается попытка передать управление пенсионными активами отечественным частным управляющим компаниям. Однако, на сегодня результаты государственных усилий в этом направления не соизмеримы с теми мерами, когда национализовались частные пенсионные фонды.

Также, на развитие фондового рынка в Казахстане негативно влияет другая государственная структура – Международный финансовый центр "Астана" (МФЦА), которая в существенных объемах финансируется из Республиканского бюджета. Наличие двух фондовых бирж (KASE и AIX в МФЦА) очень сильно мешает развитию фондового рынка в Казахстане. Изначально была видна нецелесообразность создания в Казахстане еще одной биржи в МФЦА, так как при неразвитом и очень небольшом фондовом рынке наличие двух фондовых бирж, двух центральных депозитариев, и двух клиринговых центров негативно сказывается на развитие этого рынка.

“К сожалению, на сегодня у государства нет конкретных планов о том, как прекратить государственное вмешательство в рыночные отношения в финансовой системе Казахстана и как сделать финансовый рынок полностью частным так, как это принято в развитых рыночных странах”, - говорится в исследовании.

Ранее сообщалось, что экономика Казахстана растет с прежней скоростью.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться