Черное море и Китай остаются основными экспортными направлениями казахстанской нефти

9294

География стран, предпочитающих покупать казахстанскую нефть из-за ее высокого качества, достаточно обширна – глава КТК.

Черное море и Китай остаются основными экспортными направлениями казахстанской нефти

Порты Черного моря и Китай остаются основными экспортными направлениями нефти, добываемой в Казахстане, заявил заместитель председателя правления по транспортировке нефти национальной компании РК "КазМунайГаз" Данияр Берлибаев на пресс-конференции во вторник.

"Сегодня более выгодным из-за высокой цены экспортным направлением для нас является рынок Черного моря. Что касается китайского направления, что в 2020 году по уже имеющемуся у нас трубопроводу было экспортировано 12 миллионов тонн казахстанской нефти. Но учитывая, что мощность нефтепровода Казахстан – Китай составляет около 20 миллионов тонн, то по нему через нашу территорию дополнительно в сторону Китая было транспортировано около 10 миллионов тонн российской нефти. Мы надеемся, что такие же объемы сохранятся в китайском направлении и в текущем году, – сказал г-н Берлибаев, отвечая на уточняющие вопросы журналистов, и добавил: – Например, "КазМунайГаз" поставляет определенные объемы по системе КТК на свой завод "Петромидия" в Румынии".

Напомним, что, помимо Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и трубопровода Казахстан – Китай, республика еще с советских времен пользуется нефтепроводом Атырау – Самара, по которому на экспорт уходит примерно 15 миллионов тонн казахстанской нефти в год.

Генеральный директор КТК Николай Горбань добавил, что их трубопроводная система готова принять в текущем году заявки от казахстанских грузоотправителей в объеме 67 миллионов тонн нефти.

"Но все будет зависеть от ситуации в связи пандемией и какие объемы нефти нам дадут для отгрузки производители. Мы в любом случае готовы прокачать 67 миллионов тонн нефти в текущем году", – заметил г-н Горбань.

Ранее Николай Горбань сообщил, что по итогам прошлого года по системе КТК было транспортировано до черноморского порта Новороссийск чуть более 59 миллионов тонн нефти, из которых 51 миллион – это нефть Казахстана.

Генеральный директор КТК, отвечая на вопросы журналистов о том, какие страны покупают казахстанскую нефть, ответил, что география очень обширна.

"Казахстанская нефть востребована по всему миру без ограничений. Мы отгружаем ее в США, Китай, Италию, Хорватию, Болгарию и т. д. Причина спроса в высоком качестве казахстанской нефти CPC blend. Она легкая нефть и очень востребована на перерабатывающих заводах", – пояснил г-н Горбань.

Он напомнил, что рынок сам регулирует направления поставок: "нефть течет туда, где за нее дают хорошую цену".

На вопрос журналистов о том, пойдет ли казахстанская нефть в сторону Ирана в связи с планами этой страны войти в ЕАЭС, заместитель генерального директора КТК по связям с правительством республики Кайргельды Кабылдин ответил, что этот маршрут пока не рассматривается.

"Вопрос о поставках в Иран (а именно в северную часть Ирана, так как все нефтяные месторождения этой страны расположены на юге. – Прим. автора) обсуждался и ранее. Но есть барьеры. Во-первых, санкции против Ирана. Во-вторых, поставки в эту страну могут осуществляться путем перевалки через порт Актау и далее танкерами до морских портов в Иране", – уточнил г-н Кабылдин.

Напомним, на заре независимости одной из главных стратегических задач Казахстана стало строительство экспортно ориентированной эффективной нефтетранспортной инфраструктуры. Это один из крупнейших инвестиционных проектов Казахстана в энергетической сфере на территории СНГ.

КТК сыграл ключевую роль в развитии всей нефтегазовой отрасли Казахстана, создав безопасную и надежную систему транспортировки углеводородного сырья. На сегодняшний день по этому маршруту перемещается более двух третей (или 75 процентов) всей экспортной нефти Казахстана.

На сегодня акционерами КТК являются: Россия (в лице "Транснефти" – 24% и КТК – 7%) – 31%, Республика Казахстан (в лице "КазМунайГаза" – 19% и ТОО Kazakhstan Pipeline Ventures – 1,75%) – 20,75%, компания Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO BV – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, "Роснефть-Shell Caspian Ventures Limited" – 7,5%, BG Overseas Holding Limited – 2%, Eni International NANV – 2% и Oryx Caspian ООО "Пайплайн" – 1,75%.

Кульпаш Конырова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться