Чиновникам в Усть-Каменогорске привиделся водный мираж

3843

Предприниматели города просят Минсельхоз РК наконец-то разобраться с несуществующей рекой в областном центре Восточного Казахстана, вдоль которой их обязывают устанавливать природоохранные зоны и полосы.

Чиновникам в Усть-Каменогорске привиделся водный мираж Фото: Ольга Ушакова

Десятки объектов бизнеса, дачные участки, жилой сектор в Усть-Каменогорске стали заложниками давно высохшей протоки реки Ульба под названием Комендантка. Уже несколько лет некогда заболоченное русло водоема зацементировано, одето в тротуарную плитку, и прямо в русле построена зона отдыха с искусственными фонтанами и плескательными бассейнами. Но акимат города отказывает предпринимателям в предоставлении земельных участков только на том основании, что необходимо сначала установить вдоль высохшей протоки водоохранные зоны и полосы (ВЗиП). В государственной же казне денег на такие мероприятия постоянно не хватает. Предприниматели, за счет которых тоже можно определить "водоохранку", просто не понимают, за что они должны платить. Для каждого это может вылиться в крупные суммы, в зависимости от величины участка от 100 тысяч до полутора миллионов тенге.

Салон у безводной протоки

Злободневный вопрос на днях подняли на Совете по защите прав бизнеса Палаты предпринимателей ВКО, куда обратились владельцы объектов сферы услуг Татьяна Белова и Наталья Бурлачко. Предпринимательница Татьяна Белова владеет салоном красоты в многоэтажном доме у  русла злополучной Комендантки. Участок земли выделялся ей под входную группу у салона дважды – в 2004 и 2014 годах. Но бизнесвумен по разным причинам вовремя не продлила аренду земли, срок которой истек в октябре 2018 года. Когда же Татьяна Белова обратилась в акимат Усть-Каменогорска, чтобы продлить срок аренды, ей отказали на том основании, что нужно оформлять повторное землепользование. А с 2016 года в Земельном кодексе РК появилась норма (ст. 43, прим. 1-2), согласно которой предоставление земельных участков у водных объектов осуществляется после определения водоохранных зон и полос.

В случае с г-жой Беловой акимат отказал ей в предоставлении земли под давно построенные входные группы на том основании, что уполномоченный орган – РГУ "Ертысская бассейновая инспекция по регулированию использования и охране водных ресурсов Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК" дала отрицательное заключение. Согласно этому документу, салон красоты находится в 300 метрах от береговой линии протоки Комендантка. Татьяна Белова обратилась в Специализированный межрайонный экономический суд по ВКО, чтобы признать незаконным и отменить постановление акимата Усть-Каменогорска об отказе ей в предоставлении земли под давно построенные входные группы салона красоты.

"Поскольку срок продления аренды пропущен, данный земельный участок предоставляется вновь, и на него распространяется действие п. 1-2 ст. 43 Земельного кодекса РК. Границы водоохранных зон и полос на данном участке исполнительными органами не устанавливались, они в городе определены не повсеместно. Вопрос предоставления земельного участка будет определен после их установления", – отметил в суде представитель Ертысской бассейновой инспекции, которую привлекли на суд в качестве третьего лица.

По данным этого ведомства, у Комендантки, конечно, нет проточности, но есть отдельные водоемы. В общем, она еще жива и обозначена на карте! Никто этого не отменил.

Опираясь на действующее законодательство, в "храме" Фемиды в исковых требованиях предпринимательнице отказали. Теперь она собирается подавать в апелляционную инстанцию. Ведь другой кодекс – жилищный – просто обязывает ее иметь входную группу для объекта бизнеса, размещенного в жилом доме. Похожая ситуация – у Натальи Бурлачко, которая тоже пропустила сроки продления аренды объекта бизнеса и попала под новое законодательство. Причем уже есть прецеденты, когда предприниматели не пожелали тягаться с госорганами и выложили деньги за определение пресловутых зон и полос на Комендантке!

"Помимо нормы Земельного кодекса, в Водном кодексе РК статья 116 гласит, что водоохранные зоны устанавливаются местными исполнительными органами – акиматами, – рассказал inbusiness.kz эксперт отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров ПП ВКО Бакытжан Майжеринов. – Но там же есть четвертый пункт, в котором определено, что правила определения ВЗиП устанавливает Минсельхоз. А Министерство сельского хозяйства в правилах прописывает, что водоохранные зоны и полосы устанавливаются МИО, но при заинтересованности – физическими и юридическими лицами".

По словам Бакытжана Майжеринова, помимо дороговизны, процесс установки водоохранных зон и полос довольно трудоемкий, занимает по закону минимум 10 месяцев.

Согласно действующим в Казахстане правилам, "водоохранной зоной является территория, примыкающая к водным объектам, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности для предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод. В пределах водоохранных зон выделяются водоохранные полосы шириной не менее 35 метров, прилегающие к водному объекту, на территории которых устанавливается режим ограниченной хозяйственной деятельности".

В ПП ВКО уверены, что, исходя из требований Водного кодекса РК, обязанность установления ВЗиП лежит на местных исполнительных органах, а не на предпринимателях. Кроме того, основные принципы земельного законодательства регламентируют, что обеспечение государственной поддержки мероприятий по использованию и охране земель – это ответственность должностных лиц госорганов.

Но что касается Комендантки, в Палате предпринимателей ВКО говорят, что ее нет в кадастре водных объектов РК! Бакытжан Майжеринов напомнил, что около 20 лет назад городские власти рассматривали проект заполнения русла Комендантки водой, но он оказался слишком дорогостоящим. И от него отказались. При бытности акимом Усть-Каменогорска Ислама Абишева высохшую реку и "одели" в асфальт и тротуарную плитку.

"В ней воды нет больше десяти лет, потому что русло реки Ульба просело на три метра, – сообщила председатель Профсоюза предпринимательства ВКО Галина Казанцева. – Общая длина Комендантки – 10 километров, при этом на территории семи километров вообще воды нет. На других участках есть небольшие болотца, они загажены городским мусором, нечистотами, и там необходимо вмешательство органов санитарно-эпидемиологического надзора, какие там водоохранные зоны и полосы? Тем не менее, много предпринимателей попали под эти требования и не могут построить новые объекты, улучшить свой бизнес".

Бакытжан Майжеринов рассказал, что в каждой многоэтажке рядом с руслом протоки по пять-десять объектов бизнеса, которых проблема коснется, если они вдруг пропустят сроки аренды или захотят расширяться.

Подскажите алгоритм!

"По мнению Ертысской бассейновой инспекции, даже лужа в парке "Металлург" – это водный объект, которому тоже нужны водоохранные зоны и полосы. Хотя архитекторы уверяют, что это просто ливневый сток талых вод", – парирует заместитель директора Палаты предпринимателей ВКО Динара Мухамеджанова.

По ее данным, ежегодно из областного бюджета выделяется порядка 11 млн тенге на определение водоохранных зон и полос. Этих средств не хватает, потому что деньги расходятся по всей Восточно-Казахстанской области, запасы воды в которой составляют 40% от всей республики. Сейчас в ВКО определили ВЗиП только на крупных реках.

Палата предпринимателей ВКО отправила письменный запрос в Минсельхоз РК, в котором ставит два важных вопроса. Во-первых, они хотят получить официальный ответ, является ли Комендантка водным объектом и включена ли в государственный кадастр водных объектов? Во-вторых, каким должен быть алгоритм действий по выводу Комендантки из водного фонда, если она в нем находится, в земли населенного пункта? Если выполнить эту процедуру, то вопрос полностью исчезнет. И многие предприниматели Усть-Каменогорска смогут вздохнуть свободно.

По данным сайта акима ВКО, в период 2005-2018 годов вынесено 82 постановления Восточно-Казахстанского областного акимата по установлению водоохранных зон и полос. С января 2019 года вынесено два постановления акимата области по установлению водоохранных зон и полос водных объектов. В настоящее время находится в работе еще 26 проектов по их установлению.

Ольга Ушакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться