Численность тюленей на Каспии продолжает снижаться

2585

Ученые будут следить популяцией с помощью графеновых датчиков.

Численность тюленей на Каспии продолжает снижаться Фото: Фото и видео Центрально-Азиатского института экологических исследований

Тюлени покидают привычные им лежбища, страдают от тяжелых металлов и нефтепродуктов, на них охотятся браконьеры, а ледоколы уничтожают лед, на котором эти ластоногие приносят потомство. За 8 лет ученые наблюдают только отрицательную динамику численности тюленей. Не спасает даже то, что с прошлого года эти животные занесены в Красную книгу, передает  inbusiness.kz.

Ученые Центрально-Азиатского института экологических исследований вернулись из очередной экспедиции. По словам эколога Асель Тасмагамбетовой, море настолько сильно отошло, что лодки не смогли подобраться к островам в заливе Комсомолец. Ситуация усугублялась еще и сильным отгонным ветром.

“Ситуация на море критическая. Мы общались со старыми рыбаками, они говорят, что было в 80-ые обмеление, но чтобы так быстро море ушло – такого еще не было. Наша цель была залив Комсомолец, но мы не дошли до него порядка километра. Лодки просто встали, очень сложно было добраться до лежбища. Мы наблюдали всего около 20-30 тюленей, что, конечно,  пока ни о чем не говорит”, - рассказала Асель Тасмагамбетова, эколог, основатель Центрально-Азиатского института экологических исследований.

О конкретной численности тюленей в Каспии сказать, по словам ученых,  никто не может, поскольку в пяти прикаспийских государствах нет их единой методики подсчета, и каждый считает по-своему. Но все сходятся во мнении, что численность тюленей с каждым годом идет вниз. К примеру, на некоторых островах, на которых раньше не было свободного места от тюленей, теперь пусто. Тюленьи острова уже лет 10 назад можно было переименовать – на них уже давно нет ни одного тюленя.

“С Кендерли и с Тюленьих остовов они перебрались в залив Комсомолец. На острове Дурнева в этом заливе мы два года назад насчитали около тысячи особей. На Кендерли все время строительные работы ведутся, поэтому они оттуда ушли. Года три назад мы брали интервью у метеоролога, который много лет живет на Тюленьих островах, и он нам рассказал, что лет 10 он там тюленей точно не видел, а раньше острова были буквально усыпаны животными. К острову еще и подобраться  тяжело из-за огромного количества водорослей, а в них много змей. Это тоже не совсем благоприятная обстановка для тюленей”, - говорит эколог.

Какой-то одной причины уменьшения числа тюленей в Каспии  ученые и экологи не называют. Их много,  одна из причин – браконьерские сети из мононити – в них запутываются животные.

“То, что мы видели на Тюленьих островах – это огромное количество гильз, патронов – говорит о том, что браконьеров очень много, и они чувствуют себя свободно.  В сетях, которые они используют, запутываются тюлени, и в таком состоянии находятся по несколько дней или недель. У них характерные раны вокруг шеи, которые очень тяжело лечатся. У меня нет конкретных цифр, сколько тюленей вылавливают ежегодно. Но то, что их ловят – это факт, даже несмотря на то, что эти животные уже занесены в Красную книгу. На рынках Актау огромное количество тюленьего жира. Мы делали по нему исследования. Он опасен и токсичен. В составе тюленьего  жира повышенная концентрация тяжелых металлов, таких как кадмий, свинец, мышьяк и других”, - добавляет Асель Тасмагамбетова.

Вторая причина – это обеднение кормовой базы и движение ледоколов в Северном Каспии. Они ломают льды, где находятся лежбища тюленей. Много лет подряд экологи добиваются внесения в Экологический Кодекс изменения маршрутов судов, однако пока бесполезно.  

“Мы много раз говорили, что нужно менять маршруты, менять скорость ледоколов, чтобы они очень медленно двигались,  не повреждали эти места. Делают ли это нефтяные компании, мы не знаем- отчётности в открытых источниках мы не видим. Но, думаю, что задача по изменению маршрутов  уже стоит перед ними. Другое дело – кто это все контролирует? Какое-то ведомство должно следить за передвижениями судов”, - отмечает основатель Центрально-Азиатского института экологических исследований.

И, конечно, большой “вклад” в исчезновение тюленей вносят нефтедобывающие компании. Несколько раз в год ученые и экологи берут пробы воды, почв и донных отложений. И каждый раз видят остатки нефтепродуктов и большие концентрации тяжелых канцерогенных металлов.

“От токсического накопления этих металлов страдает иммунная система тюленей. Когда на зимних экспедициях мы брали у новорождённых бельков мазки из носа,  мы видели, что есть вирусы парагриппа и даже коронавируса . Спустя какое -то время был падеж. Они рождаются уже ослабленными. Сейчас скажу откровенно – я вижу решение проблемы  только в том, чтобы ввести полный мораторий на деятельность нефтяных компаний и оставить море в покое. Но я понимаю, что это утопия”, - говорит эколог.

Для того, чтобы следить за перемещением тюленей, сейчас используют специальные датчики. Но, по словам ученых, они довольно громоздкие и неудобные, как для тюленей, так и для самих исследователей. В команде ученых есть специалисты, которые занимаются, так называемыми, графеновыми датчиками.

“Они очень тонкие, портативные, многофункциональные, крепятся к морде тюленя и не мешают ему. Толщина всего в один атом – это нанотехнологии.  Мы сейчас разрабатываем эти датчики совместно с университетом KAUST в Саудовской Аравии, чтобы использовать их для отслеживания состояния тюленей. Они позволяют измерять частоту сердечных сокращений, температуру, двигательную активность, и даже может показать, беременно ли животное. Планируем, что со следующего года начнем отслеживание с помощью этих датчиков”, - добавляет Асель Тасмагамбетова.

Графеновые датчики планируют крепить как во время экспедиций, так и к тем животным, которые поступают в Центр Изучения и реабилитации каспийского тюленя. За три года существования Центра сюда с различными травмами попали 65 тюленей, спасти удалось лишь 40 эндемиков Каспия. Раны у погибших тюленей были слишком тяжелые.

Ученые предупреждают – если тюлени исчезнут в казахстанском секторе, то они исчезнут со всего Каспия. Дело в том, что Северный Каспий, который территориально принадлежит Казахстану,  это своеобразный родильный дом для тюленей. Эти мигрирующие животные рожают только там – на льду, там же вскармливают и детёнышей. Ни в одном другом месте Каспия льда нет.

“В прошлых зимних экспедициях мы видели, что ледовый покров уменьшается. Два года зимой не получалось выехать, и вот в феврале будет международная экспедиция. Мы планируем, что те специалисты международного уровня, которые вошли в наш ученый совет, как, например, профессор Карлос Дуарте – это мировой специалист по морскому биоразнообразию, поедут вместе с нами. На этой неделе у нас будет  еще один ученый совет, и там будет Дэниел Косте. Это уникальный человек – ведущий мировой исследователь ластоногих, который изучал всех тюленей, кроме каспийского. И я буду просить, чтобы он также поехал с нами. Я надеюсь, что он даст нам направление, чтобы стабилизовать популяцию”, - резюмирует эколог.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться