Министерство энергетики Казахстана сообщило, что розничные цены на бензин и дизельное топливо останутся зафиксированными до весны 2026 года. Решение о снятии моратория будет принято только после стабилизации инфляции и оценки макроэкономической ситуации в стране. Об этом в ведомстве сообщили в ответ на официальный запрос inbusiness.kz.
Рынок стабилен, запасы достаточные
Как уточнили в пресс-службе министерства, сейчас ценовой коридор на бензин АИ-92 установлен на уровне от 213 до 241 тенге за литр, а на дизельное топливо – от 317 до 337 тенге. Эти цены действуют с 16 октября 2025 года – дня, когда правительство ввело мораторий на их дальнейшее повышение.
Регулирование цен на топливо в Казахстане отменили еще в январе 2025 года, однако спустя несколько месяцев правительство решило временно остановить их рост, введя мораторий. Мера была принята по поручению аппарата правительства и направлена на сдерживание инфляции.
В министерстве отметили, что мораторий не повлияет на производственные планы предприятий. Ситуация на внутреннем рынке стабильна: отгрузка и восполнение запасов осуществляются бесперебойно. По данным ведомства, в стране 274 тыс. тонн бензина АИ-92 (22 дня потребности), 63 тыс. тонн АИ-95 (18 дней) и 330 тыс. тонн дизтоплива (19 дней).
"Отечественные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) работают в штатном режиме. 24 октября на Атырауском НПЗ начался поэтапный ввод технологических установок после завершения планово-предупредительного ремонта, а 14 ноября планируется запуск установки глубокой переработки нефти – каталитического крекинга тяжелых остатков", – сообщили в пресс-службе.
Импорт и риски "серого" вывоза
Согласно индикативному балансу между министерствами энергетики Казахстана и России, в 2025 году предусмотрен импорт нефтепродуктов: 285 тыс. тонн автобензинов, 450 тыс. тонн дизельного топлива, 300 тыс. тонн авиатоплива и 500 тыс. тонн битума.
В минэнерго предупреждают, что сохраняется ценовой диспаритет с соседними странами, где топливо стоит дороже на 150-250 тенге за литр. Такая разница, по оценке ведомства, способствует заправке транзитного транспорта внутри Казахстана и стимулирует "серый" вывоз отечественных нефтепродуктов.
В числе факторов, которые будут влиять на рынок ГСМ в ближайшие месяцы, министерство называет мировые котировки нефти, курс тенге, сезонность и уровень загрузки НПЗ. Рост цен на внешних рынках также может усилить давление на внутренние цены и увеличить риски перетоков топлива через границу.
Ограничения экспорта и ремонты
Чтобы не допустить утечки топлива за границу, в Казахстане продолжает действовать запрет на его вывоз автомобильным и железнодорожным транспортом. Ограничение введено приказом министра энергетики от 30 апреля 2025 года и направлено на предотвращение перетока ГСМ в условиях ценового моратория.
В министерстве сообщили, что приказ планируется продлить, и в настоящее время проходят процедуры по его пролонгации. Проект документа размещен на портале "Открытые НПА" для публичного обсуждения.
Параллельно с этим на отечественных нефтеперерабатывающих заводах завершаются планово-предупредительные ремонты. В 2025 году работы прошли на Павлодарском НХЗ (с 18 июня по 17 июля) и Атырауском НПЗ (с 1 октября по 14 ноября), тогда как Шымкентский завод перешел на двухлетний межремонтный цикл.
"Планово-предупредительные ремонты на нефтеперерабатывающих заводах проводятся ежегодно в соответствии с требованиями Закона “О гражданской защите”. Эти работы направлены на поддержание оборудования, трубопроводов и систем контроля НПЗ в исправном и безопасном состоянии", – отметили в ведомстве.
Читайте по теме:
В Казахстане приготовили новый "скрытый" сбор для всех автовладельцев