Бюро национальной статистики опубликовало обзор показателей отрасли электронной коммерции в Казахстане за 2024 год, передает inbusiness.kz.
Ключевые моменты
Доля электронной коммерции (внутренний рынок) в общем объеме розничной торговли в 2024 году (с учетом маркетплейсов) составила 14,1%.
*Данные за 2022-2024 гг. сформированы с учетом маркетплейсов.
В 2024 году объем рынка розничной электронной коммерции (внутренний рынок) с учетом маркетплейсов составил 3156,4 млрд тенге, из них оборот розничной торговли через платформу электронной коммерции (маркетплейс) составил 2679,8 млрд тенге (84,9%), предприятий розничной торговли, осуществляющих реализацию товаров через собственный интернет-ресурс – 476,5 млрд тенге (15,1%).
*Данные за 2022-2024 гг. сформированы с учетом маркетплейсов.
Доля предприятий, использующих платформу электронной коммерции (маркетплейс), в 2024 году составила 82,5%, реализующих товары и услуги через собственный интернет-ресурс – 26,8%, из них 9,3% осуществляют розничную электронную коммерцию (через маркетплейс и собственный интернет-ресурс).
В 2024 году объем электронной коммерции услуг с учетом маркетплейсов составил 2443,4 млрд тенге. Объем оказанных услуг через платформу электронной коммерции (маркетплейс) составил 2065,2 млрд тенге (84,5%). Объем оказанных услуг через собственный интернет-ресурс составил 378,2 млрд тенге (15,5%).
Электронная коммерция через маркетплейс
За 2024 год наибольшую долю от общего объема розничной реализации товаров через маркетплейсы составили телефоны и гаджеты – 27,4%, бытовая техника – 13,3%, одежда, обувь и спортивные товары – 10,3%, компьютеры, ноутбуки, программное обеспечение, компьютерные товары – 5,7%.
В 2024 году на рынке электронной коммерции наибольшая доля держателей платформ (маркетплейс) по видам экономической деятельности приходилась на деятельность в области компьютерного программирования – 26,8%, обработку данных, размещение приложений (прикладных программ) и связанную с этим деятельность – 19,5%, розничную торговлю путем заказа товаров по почте или через сеть Интернет – 12,2%, другие виды деятельности в области информационных технологий и информационных систем – 12,2%.
Наибольшая доля (79%) от общего объема розничной электронной торговли через маркетплейсы приходится на средние предприятия, малые – 17,1% и крупные – 3,9%.
За 2024 год наибольшая доля в объеме оказанных услуг через маркетплейсы приходится на услуги по перевозке грузов – 29,5%, услуги по перевозке пассажиров – 29,4% и услуги по бронированию мест на транспорт – 25%.
Наибольшая доля (56,3%) от общего объема оказанных услуг осуществлялась через маркетплейсы с численностью работников до 100 человек (малые предприятия) и 43,7% – средними предприятиями.
В 2024 году на маркетплейсах средний чек для розничных товаров, реализованных через маркетплейсы, составил 17 572 тенге, для оказанных услуг – 3274 тенге.
Электронная коммерция через собственный интернет-ресурс
В розничной торговле наибольшая доля по реализации через собственный интернет-ресурс приходилась на косметику, парфюмерию (22,4%), бытовую технику (13,4%), аптеки (11,8%), телефоны и гаджеты (10,1%), ювелирные изделия (8,7%) и продукты питания (8,3%).
В 2024 году наибольшая доля в объеме розничной торговли через собственный интернет-ресурс приходилась на крупные предприятия – 45,1%, малые предприятия – 43,8%, средние – 11,1%.
За 2024 год наибольшая доля в объеме оказанных услуг через собственный интернет-ресурс приходится на услуги – билеты и бронирование мест на транспорт – 30,5%, услуги по перевозке пассажиров – 23,9%, услуги прочие, не входящие в другие группировки, – 18,6%.
В 2024 году наибольшая доля в объеме оказанных услуг через собственный интернет-ресурс приходилась на малые предприятия – 54,5%, средние – 28,4%, крупные предприятия – 17,1%.
В 2024 году средний чек реализации через собственный интернет-ресурс для розничных товаров составил 39 179 тенге, для оказанных услуг – 15 243 тенге.
Способы оплаты и доставки
В 2024 году из способов платы за товары и услуги наиболее предпочтительными являлись оплата дебетовой картой или электронный банковский перевод (32,2%), оплата кредитной картой через Интернет (23,7%), оплата наличными (22,8%), онлайн-платежи (13,7%), через мобильный телефон (3,9%), оплата подарочной картой или онлайновый ваучер "баллы" программы бонусов или купонов (3,7%).
По способу доставки наиболее предпочтительным является вид доставки непосредственно покупателю с использованием услуг обычной почты или других способов доставки, доля которой составила 45,8%, самовывоз из пункта продажи или пункта обслуживания – 34% и онлайн-доставка путем загрузки с веб-сайта или с помощью приложения – 20,2%.
Глоссарий
Электронная коммерция – предпринимательская деятельность в электронной торговле, а также продаже услуг, осуществляемая посредством информационно-коммуникационных технологий.
Электронная торговля – предпринимательская деятельность по реализации товаров, осуществляемая посредством информационно-коммуникационных технологий.
Онлайн-платформа электронной коммерции (маркетплейс) – это цифровая площадка, выступающая в роли посредника и дающая сопоставлять спрос и предложения (товаров, услуг и/или информации) на многостороннем рынке участников через Интернет.
Розничная торговля – предпринимательская деятельность по продаже покупателю товаров, предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Оптовая торговля – предпринимательская деятельность по реализации товаров, предназначенных для последующей продажи или иных целей, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Под электронными платежами понимаются платежи, осуществленные безналичным путем (посредством банковских карт, счетов, электронных денег, мобильных телефонов, платежных терминалов).
Методологические пояснения
В данном документе содержатся данные по рынку электронной розничной торговли через Интернет, по услугам, оказанным через Интернет. Кроме того, отражаются данные в разрезе товаров и по видам услуг.
Источником данных по электронной коммерции со стороны предложения является общегосударственное статистическое наблюдение "Отчет об электронной коммерции" (индекс Э-коммерция, периодичность годовая). Целью данного наблюдения является измерение объема и характеристик электронной торговли со стороны предложения для мониторинга и анализа электронной торговли.
Субъектами общегосударственного статистического наблюдения являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию товаров и услуг через сеть Интернет.
Заказом считается предложение потребителя изготовить, поставить, продать ему продукцию, товар определенного вида и качества или выполнить работу, оказать услуги. Один заказ включает покупку одного или нескольких товаров.
Статистическое наблюдение предприятий (со стороны предложения) включает вопросы о характеристиках деятельности электронной коммерции, таких как: тип товаров и услуг, продаваемых или приобретаемых онлайн, количество заказов, количество предприятий, использующих собственный интернет-ресурс и платформу электронной коммерции, объем реализации товаров и услуг, способы доставки, электронные платформы, используемые для ведения электронной коммерции, или электронные платформы, способы оплаты покупок в Интернете.
Читайте по теме:
Практически каждая домохозяйка в Казахстане пользуется мобильником и Интернетом